За последние несколько лет объем безналичных операций при оплате услуги товаров значительно превысил количество транзакций с использованием наличных. Большинство россиян уже оценили преимущества оплаты картой и теперь оплата «живыми» деньгами чаще вызывает больше затруднений. Именно поэтому подключение эквайринга стало насущным для ИП и ООО, предлагающих товары и услуги. Если вы только начинаете вести бизнес в сфере ритейла, вам наверняка будет важно узнать, как работает эта услуга и какие ее виды могут вам пригодится.
Если говорить проще, то эквайринг – услуга от банка, который обеспечивает прием безналичной оплаты от покупателя продавцу. В данном случае речь идет именно о картах: оплата по QR-коду подразумевает несколько иной принцип работы. Для приема карт используют специальные устройства – эквайринговые терминалы, POS-терминалы или онлайн-кассы с встроенным кардридером. Подключение к интернету обязательно для всех этих устройств.
Принцип оплаты при задействованном эквайринге следующий:
Эквайринг давно уже перестал быть чем-то необычным и неизведанным: сегодня платежи картами принимают не только в магазинах, но и в ресторанах, кафе, салонах красоты, развлекательных центрах и других организациях, реализующих товары или услуги.
Скажем сразу: пока еще нет никаких законов, которые делали бы эквайринг для ритейлеров обязательным. И магазины, и заведения общественного питания вполне могут продолжать принимать только наличные, не тратя времени на установку оборудования и денег на комиссии для эквайера. Однако сегодня многие все же предпочитают окунуться в эти хлопоты, чтобы получить несомненные преимущества:
Кроме того, как показывают социологические и маркетинговые исследования, с электронными деньгами расстаются легче и быстрее. Оплата в одно касание не оставляет времени задуматься над суммой. И это, безусловно, вносит свой вклад в продажи и рост прибыли.
В этом нет ничего сложного: достаточно подобрать банк-эквайер, предлагающий наиболее комфортные для бизнеса условия и заключить соответствующий договор. Ключевыми условиями договора становится предоставление возможности принимать безналичные платежи юридическому лицу или ИП. В свою очередь, предприниматель платит банку комиссию с каждой транзакции.
Когда договор об оказании услуги заключен, необходимо приобрести устройства для приема безналичной оплаты. Чаще всего это специализированный терминал или онлайн-касса с эквайринговым модулем. Еще одна популярная опция – аренда устройств для эквайринга у банка. Этот вариант более комфортный для предпринимателя, поскольку в этом случае именно финансовая организация отвечает за техническое обслуживание и ремонт техники.
Как уже было сказано выше, каждый банк устанавливает свои проценты на оказание услуг по проведению безналичных расчетов. На размеры комиссии чаще всего влияют условия самого банка, вид эквайринга, специфика деятельность продавца, денежный оборот за определенный период и даже тип карт. Однако сумма в любом случае небольшая: так, к примеру, комиссия на эквайринг в Сбере – 0,5-2,2%, в ВТБ – около 1,6%, а в «Тинькофф-банк» - 2-3,5%. В целом по финансовым организациям страны, снятие редко превышает 4% от суммы транзакции.
В зависимости от расположения точки оплаты выделяют три типа приема безналичных платежей:
В случае с этими двумя видами проведения безналичных платежей взаимодействуют два банка – финансовая организация, выпустившая карту покупателя (эмитент) и банк-эквайер. Впрочем, это может быть один и тот же банк, что может позитивно повлиять на размер комиссии.
Если описывать процесс проведения пошагово, то он выглядит примерно так:
Схема одна и та же и для торгового, и для мобильного эквайринга.
Впечатляющий рост числа онлайн-магазинов привел к необходимости интегрировать эквайринг в схему расчетов за покупки в интернете, в том числе на развлекательных порталах, при продаже авиа- и железнодорожных билетов. У этого вида эквайринга своя специфика, которую стоит разобрать подробнее.
К достоинствам такого типа безналичной оплаты можно отнести:
Однако и здесь есть свои подводные камни. Во-первых, сегодня банки устанавливают более высокие тарифы на интернет-эквайринг. Во-вторых, покупателю приходится вводить данные карты для оплаты вручную на сайте и подтверждать реквизиты (чаще через SMS), что отнимает время и может заставить покупателя передумать. Однако в целом он намного удобнее для покупателя и обещает большую прибыль продавцу.
Процесс оплаты через интернет при подключенном эквайринге осуществляется следующим образом:
Владельцу интернет-магазина не требуется оборудование для приема оплаты, однако наличие дополнительного посредника – процессинговой компании, обеспечивающей защищенное соединения для проведения платежей – требует больших расходов на комиссии.
Таким образом, если продавец предоставляет покупателю возможность безналичной оплаты, это значительно повышает лояльность клиентов и способствует росту продаж. Сегодня предпринимателям доступны различные виды эквайринга – остается лишь выбрать банк с наиболее подходящими для бизнеса условиями.