Сегодня перспектива открытия собственного розничного магазина рассматривается начинающими предпринимателями с изрядной долей оптимизма. Многие уверены, что реализовать план по запуску магазина в работу достаточно просто, а окупаемость предприятия наиболее высокая. Однако на самом деле все не настолько безмятежно и радужно: в любом бизнесе есть свои подводные камни, сложности и специфика, которые обязательно необходимо учесть, чтобы не совершить фатальную ошибку и не попасть в неприятную ситуацию. Именно поэтому стоит подробнее поговорить о нюансах розничной торговли и особенностях открытия торговой точки.
Прежде чем приступать к реализации плана открытия собственного магазина, необходимо понять, что этот процесс достаточно длительный и подразумевающий немало тонкостей, о которых в самом начале пути может быть неизвестно. Именно поэтому важно тщательно взвесить все «за» и «против» и определить, что же в этом деле для вас более существенно – плюсы или минусы.
Выбор в пользу розничной торговли как сферы для предпринимательской деятельности имеет немало позитивных оснований. В их числе:
В то же время не стоит рассматривать планы открытия собственного магазина исключительно через розовые очки. На самом деле, существует немало проблем, из-за которых предприятие может потерпеть неудачу, и в числе наиболее распространенных обычно называют следующие:
Когда решение открыть собственный магазин принято, это можно считать лишь первым шагом на долгом пути. Теперь вам потребуется решить множество вопросов, и в числе наиболее насущных окажутся:
Это лишь базовые этапы вашего бизнеса, через которые вам предстоит пройти. Однако с открытием магазина хлопоты не закончатся: вам придется контролировать решение множества вопросов, включая закупки, мерчандайзинг и рекламу для привлечения клиентов.
Первое, с чем необходимо определиться – какие именно товары вы будете продавать. В зависимости от постоянного или стихийного (в том числе сезонного) спроса они могут обеспечить как высокую, так и незначительную прибыль. Как правило, большинство бизнесменов начинают с ассортимента, речь о котором пойдет ниже.
Этот вариант ассортимента остается в числе лидеров, а потому многие начинающие предприниматели считают его беспроигрышным. Действительно, потребность в продовольственных товарах постоянна у всех категорий населения, а потому можно смело открывать такой магазин в любом районе и населенном пункте. Однако нельзя не отметить, что продуктовый магазин подразумевает закупку достаточно большого количества оборудования для хранения товарных запасов, а это влечет за собой существенные вложения. При наиболее удачном стечении обстоятельств такие торговые точки окупаются примерно за год.
Потребность в средствах гигиены и уборки лишь ненамного ниже, чем в продуктах, а потому открытие такого магазина может стать вполне прибыльным предприятием – особенно если запустить торговую точку в небольшом населенном пункте, где спрос высок, а конкуренция низкая. Еще одним плюсом является и длительный срок, и отсутствие особых условий хранения ассортимента – а это зачастую означает, что открытие потребует меньше вложений. При грамотно составленном бизнес-плане и его правильной реализации выйти на окупаемость и прибыль вполне можно примерно за 1,5 года.
Ключевое преимущество детского магазина – возможность установки розничной цены на товар по собственному желанию: в зависимости от покупательского спроса вы можете предложить как доступный ассортимент, так и обувь, одежду и игрушки по достаточно высокой стоимости, но и с соответствующим качеством.
В этом случае вам необходимо позаботиться не только о поиске надежного поставщика, но и об оформлении магазина, интерьер которого должен быть особенно привлекательным для потенциальных покупателей – и в первую очередь родителей. Приятная атмосфера особенно важна для детского магазина, поскольку способна заметно повысить конкурентоспособность.
Цветочный магазин - одно из самых эстетичных и привлекательных направлений розничной торговли. Для него необходимо минимум лицензий и сертификатов, основной и сопутствующий ассортимент можно расширять и дополнять по своему усмотрению, а наценку на продукцию – варьировать до 300%. Однако у этой медали есть и обратная сторона: к минусам такого бизнеса можно отнести крайне высокую конкуренцию и небольшой срок годности товара. Кроме того, прибыль от торговли цветами стабильна далеко не всегда и зачастую носит сезонный характер. Чтобы минимизировать все риски и убытки, необходимо детально вникнуть во все тонкости данного бизнеса, а также грамотно выбрать место для торговой точки.
Успех такого предприятия как мебельный магазин во многом зависит от чутья его владельца и умения правильно подобрать ассортимент – в том числе и в плане цены. Планируете ли вы продавать бюджетную обстановку, мебель для среднего класса или элементы для обустройства элитных интерьеров – вам необходимо тщательно изучить покупательский спрос, особенности и количество конкурентов и грамотно оценить все риски.
Еще один важный момент – поиск и налаживание контактов с поставщиками. Безусловным плюсом станет возможность заключения договора о поставках напрямую с фабрики, благодаря чему вы можете предлагать покупателям товары по приемлемой цене. Также вам придется позаботиться и о логистике, поскольку доставка мебели нередко становится слабым местом таких магазинов.
Спрос на материалы для отделки, а также инструмент и оборудование за последнее время значительно возрос – а это значит, что магазин с таким ассортиментом может принести владельцу неплохую прибыль, особенно при низкой конкуренции. Однако в этом случае будьте готовы потратить достаточно много средств на закупку товаров – а также постоянно вкладываться закупку новых товарных позиций, поскольку новинки в данной сфере появляются все чаще.
Автомобилей на улицах становится только больше, и всем им требуется ремонт - часто или время от времени. Именно поэтому магазин автозапчастей можно считать актуальным и востребованным бизнесом. Остается лишь определиться, будет ли это универсальная торговая точка или специализированная – то есть реализующая детали для автомобилей конкретных марок. Если решение было принято правильно, и вы, что называется, «почувствовали рынок», ваш магазин вполне может проработать очень долго.
Итак, если вы уже определились с ассортиментом, время переходить к следующему шагу и продумать следующие аспекты, которые являются не менее важными для успешного запуска собственного магазина.
Планирование можно смело назвать краеугольным камнем любого бизнеса, и розничная торговля не является исключением. Благодаря грамотно составленному бизнес-плану вы сможете проработать маркетинговую стратегию, определиться с текущими задачами, оценить рентабельность и определить целевую аудиторию. В ряде случаев можно пригласить специалиста, чтобы он помог с его подготовкой. Грамотный и подробный бизнес-план также может пригодиться, если вы планируете привлечь инвесторов.
Вне зависимости от масштаба и специфики работы будущего магазина вам понадобится следующее оборудование:
Если ваша торговая точка ориентирована на большой поток клиентов, придется покупать и периферийное оборудование – к примеру, те же весы с дисплеем покупателя, денежный ящик или сканер штрихкодов. Однако целесообразность покупки должна быть непременно учтена бизнес-планом.
При выборе места под магазин ориентируются на следующие критерии:
При этом важно быть готовым к тому, что поиски могут затянуться: иногда необходимо потратить несколько месяцев, чтобы найти помещение, оптимальное во всех отношениях.
Лучше всего, если поставщиков сразу будет несколько – так вы обеспечите своему магазину более широкий ассортимент и регулярные поставки. Не стоит жалеть времени на поиск оптовых компаний, складов и самих производителей, предлагающих выгодные условия и достаточно надежные гарантии. Еще один момент – это узнаваемость и хорошая репутация, позволяющие быть уверенными в соблюдении всех договоренностей.
Предпочтете ли вы специалистов с опытом или же предпочтете обучать их с нуля самостоятельно – зависит только от вас. В любом случае, важно трезво оценить, какой из этих вариантов более выгоден для вашего бизнеса как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.
Проанализировав все особенности, перспективы и бюджет, можно перейти к еще одному важному аспекту – выбор статуса, исходя из которого вы будете отчислять налоги. Каждый из режимов налогообложения необходимо проанализировать как можно тщательнее, чтобы выбрать наиболее комфортный и выгодный:
Ваш магазин может быть зарегистрирован в разной форме. Чаще всего предприниматели выбирают ООО или ИП, при этом список необходимых документов и процедура несколько отличаются.
Чтобы зарегистрировать свой магазин как общество с ограниченной ответственностью, необходимо предоставить пакет документов, который включает:
Если все бумаги собраны и заполнены без ошибок, регистрация юридического лица осуществляется примерно за неделю.
Оформление данного юридического лица намного проще по сравнению с ООО и требует меньше времени, а перечень бумаг включает всего четыре документа:
Подать документы на регистрацию в ФНС можно, посетив отдел налоговой лично, или же отправив бумаги по почте. Кроме того, в обоих случаях вам потребуется получить разрешение на осуществление своей деятельности от Роспотребнадзора. Подать заявление в контролирующий орган можно лично или через Госуслуги. В случае одобрения магазин может начинать работать.
Открытие магазина по франшизе имеет множество преимуществ – это и более быстрый запуск торговой точки, и готовая концепция и маркетинговая стратегия, и качественный и развитый маркетинг, и постоянная поддержка в плане поставок и обучения персонала, что в итоге ведет к значительному снижению первоначальных затрат. Если вас не смущает зависимость от правообладателя и невозможность отступать от концепции, зато вы хотите чувствовать больше уверенности, франшиза может стать отличным стартом.
Открытие розничного магазина при правильном подходе может оказаться вполне успешным предприятием. Обязательно проанализируйте рынок и составьте подробный бизнес-план, тщательно рассчитайте бюджет, не отказывайтесь от возможностей автоматизировать бизнес и привлекайте специалистов, если это необходимо - все это поможет вам избежать ошибок и превратить работу с торговой точкой в интересный и, возможно, прибыльный опыт.