С начала сентября текущего года все молочные продукты подлежат маркировке в системе «Честный ЗНАК» (ЧЗ). Теперь они подлежат объемно-сортовому учету, а каждому товару должен быть присвоен код Data Matrix, который выводится из оборота после продажи и проведения операции через онлайн-кассу.
На данный момент от маркировки продукции освобождены предприятия общепита и государственного сектора, а также фермерские хозяйства. Им предоставлена отсрочка на 1 год. Однако остальным участникам рынка уже сейчас важно понимать, как соблюдать требования по нанесению кодов на продукцию и в чем суть новых принципов учета таких продовольственных товаров.
Объемно-сортовой учет предполагает, что отслеживание продукции осуществляется по количеству в целом, а не по единице товара. Исходя из этого определен следующий порядок маркировки молочной продукции:
Предпринимателям, освобожденным от работы с ККТ в соответствии с законодательством, также необходимо передавать данные о реализации молока и продуктов из него. Для этого им необходимо зайти в личный кабинет системы «Честный ЗНАК», открыть документ «Вывод из оборота» и указать в нем причину «Розничная продажа».
Что касается весовой продукции, то она выводится из оборота после подготовки части товара к реализации или к подготовке к продаже одной из его частей. Так, разрезанную на части головку сыра после упаковки всех кусочков для дальнейшей розничной продажи необходимо отметить в ЧЗ в течение 3 дней. Дальнейшая продажа данного сыра осуществляется без кодирования Data Matrix. То же самое касается и продаваемых на развес творога и сметаны: нанесенный на цельную упаковку штрихкод выводится из оборота, даже если сама продукция еще не распродана до конца.
Товарно-сортовой учет будет постоянно действовать для всей молочной продукции со сроком годности не более 40 суток. Однако начиная с 1 июня 2025 года вся она будет учитываться поэкземплярно.
Процесс ввода молочной продукции в систему государственной маркировки продлится около трех лет. Начиная с 1 декабря 2023 года нанесение штрихкодов на товары станет обязательным для фермеров (включая КФХ и СПК), а также для заведений общественного питания и государственных учреждений. Таким образом, вся молочная продукция к этому времени будет переведена на объемно-сортовой учет.
С 1 июня 2025 года все участники рынка должны будут отдельно маркировать каждую единицу молочной продукции (пакеты, стаканы, бутылки, брикеты и т.д.) и регистрировать по ним все предписанные ЧЗ операции – от приемки и отгрузки до вывода из оборота.
Нанесение кода Data Matrix на данный момент не требуется для товарно-сортового учета следующих молочных продуктов:
Переход на маркировку и реализацию маркированной продукции для розничных предприятий подразумевает следующий порядок подготовки:
Кроме того, остатки молочных продуктов, принятые от поставщика до сентября 2022 года, реализуются с обязательным сканированием кода Data Matrix с каждой единицы товара.
Продавцу необходимо зарегистрировать приемку молочной продукции в ЧЗ. Для этого необходимо подтвердить электронную накладную или универсальный передаточный документ (УПД), в котором обязательно должны быть отражены определенные данные – количество товарных единиц в партии, а также присвоенные им коды GTIN. Накладная от поставщика представлена в разделе с входящими документами в личном кабинете на сайте ЧЗ.
Перед подтверждением УПД важно проверить соответствии данных в накладной с фактической информацией о товаре. В случае расхождений потребуется оформить частичную приемку или же отклонить всю партию товара, если будет выявлено слишком много несоответствий.
Также необходимо проверить наличие маркировки Data Matrix на всех принимаемых продуктах. Все коды должны быть хорошо пропечатаны, не иметь повреждений и считываться сканером без ошибок.
Если сверка прошла успешно, остается лишь завизировать накладную с помощью УКЭП, после чего принятые продукты поступят на баланс магазина, а данные о них появятся в личном кабинете на сайте ЧЗ в разделе «Склад». По мере продажи и изымания товарных кодов Data Matrix из оборота остаток на балансе будет уменьшаться.
В то же время выведение кода маркировки из оборота возможно не только при продаже, но и по ряду других причин, включая списание товара при истечении срока годности или обнаружение недостачи в ходе инвентаризации. В любом случае, факт выведения необходимо также зафиксировать в личном кабинете системы. Делается это следующим образом:
Если все сделано правильно, количество выбывших товаров отобразится в разделе «Склад» в столбце «Расход».
Если участники рынка, обязанные маркировать молочную продукцию, пренебрегли требованиями законодательства, они уже не могут участвовать в ее обороте. В противном случае товар будет изъят, а нарушителю придется выплатить штраф. Так, за незаконную продажу молочных продуктов предусмотрены штрафы в размере 50-300 тысяч рублей для юрлиц, 5-10 тысяч рублей – для должностных лиц и 2-4 тысячи рублей – для граждан.
Карается и незаконное производство таких продуктов, и их введение в оборот без соблюдения требований маркировки. В этом случае должностным лицам придется выплатить от 5 до 10 тысяч рублей, юрлицам – 50-100 тысяч рублей.
Если правонарушение совершено в особо крупном размере либо по предварительному сговору, наказание будет более серьезным – от штрафа до 1 миллиона рублей, до принудительных работ и даже тюремного заключения.
Кому принадлежат коды маркировки в период между передачей продукции оптовым поставщикам и ее приемкой в магазинах?
На данный момент перемещение товара контролируется в рамках объема либо количества без участия ЧЗ. Именно поэтому на данный момент принадлежность продукции с маркировочными кодами на данный момент несущественна. Предполагается, что этот момент будет учитываться начиная с 1 июня 2025 года – при переходе на поэкземплярный учет молочных продуктов.
Как связаны между собой GTIN и Data Matrix?
GTIN является составной частью кода маркировки Data Matrix наряду с серийным номером и «криптохвостом», обеспечивающим уникальность идентификатора. При сканировании штрихкода при продаже сканер кассира также фиксирует GTIN.
Как осуществляется приемка молока и молочной продукции, импортируемой из Республики Беларусь без нанесения штрихкода?
Нанесение идентификатора Data Matrix на продукты осуществляется до пересечения границы с Беларусью – эта обязанность возлагается на импортера.