В вашем городе
Техническая поддержка: +7 (495) 513-11-29

+7 (495) 518-94-41Заказать звонок

Маркировка рекламы осенью 2022 года: особенности и возможные проблемы

Новый закон направлен на аспекты, которые способны сделать рынок рекламы более прозрачным и предотвратить нарушения законодательства в данной сфере. В качестве инструментов для достижения такого результата выбраны контроль данных о расчетах между работающими на рынке рекламы, маркировка рекламных материалов, а также появление таких участников как операторы рекламных данных (ОРД), оператор рекламных систем и сетей (ОРС) и Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Но обо всем по порядку.

Маркировка рекламы

Новый закон затрагивает этот аспект не слишком подробно, однако требования законодательства абсолютно понятны. Теперь все соответствующие материалы в интернете должны содержать отметку «реклама», указание на рекламодателя или адрес ресурса, на котором находится информация о нем. При этом конкретных рекомендаций по расположению самой отметки, ее размеру или цвету, закон не содержит, поэтому определиться может и сам рекламодатель исходя из собственных предпочтений.

Под обязательства маркировки по-прежнему не попадает реклама на телевидении и радио, правила размещения для которой сохраняются.

*

Учет рекламы в сети

На данный момент Роскомнадзор плотно занялся системой учета, в которой планируется хранить собранную информацию о рекламных материалах. При этом обязательства по предоставлению этих данных возлагаются на участников рынка. Сроки хранения рекламы в системе составят около 5 лет, при этом она будет доступной по запросу государственных органов – ФНС, ФАС и других.

Специально для этого в рамках системы создаются новые субъекты – все те же ОРС, ОРД и ОРИР. В то же время сейчас сложно сказать, как именно они будут работать, и какие усилия и затраты потребуются от компаний для адаптации к новым условиям.

*

Кого касаются нововведения

Новые правила должны будут соблюдать практически все, кто причастен к сегменту онлайн-рекламы. В первую очередь это коснется трех групп участников.

Рекламодатели

Вполне логично, что к данной группе относятся изготовители либо продавцы товара, а также заказчики, определяющие объект, концепцию и специфику рекламных роликов, баннеров и иной продукции. В общем и целом, сюда можно причислить всех, кто заказывает рекламу в сети.

*

Рекламораспространители

Так можно назвать юридических и физических лиц, осуществляющих распространение рекламы определенным способом, в заданной форме и с применением выбранных средств. В их числе – агентства, компании и частные специалисты, оказывающие рекламные услуги заказчикам.

Операторы рекламных систем

Сегодня оператором рекламной системы считается лицо или компания, обязанностью которых становится поддержка надлежащего функционирования рекламной системы. Иначе говоря, ОРС принадлежит система, обеспечивающая размещение рекламы на выбранных площадках.

Новые обязательства касаются рекламораспространителей, рекламодателей и операторов РС, размещающих в интернете рекламу для привлечения внимания потребителей. При этом они должны соответствовать критериям, установленным Правительством.

Эти же критерии определяют исключения, а именно лица и компании, которые на данный момент освобождены от новых требований. Сегодня в этот перечень входят рекламодатели, имеющие исключительное право на объект рекламирования и закрепившие условие информирования Роскомнадзора о размещении роликов, баннеров и иных продуктов за рекламораспространителем в соответствии с договором.

Кроме того, нововведения не касаются операторов социальной рекламы, которые, как правило, имеют особый правовой статус. Остальные перечисленные выше участники рекламы уже должны подготовиться к работе по новым правилам.

*

Оператор рекламных данных: определение и функции

ОРД – новый участник рынка рекламы, введенный при содействии Роскомнадзора. Его ключевой обязанностью станет учет размещенной в сети рекламы.

Новая редакция ФЗ «О рекламе» определяет оператора рекламных данных как владельца программ для ЭВМ, отвечающих за установление факта распространения рекламы в Интернете и уполномоченного предоставлять всю собранную машинами информацию в РКН. Отбор ОРД осуществляется специальной комиссией. Порядок ее формирования и работы утвержден в отдельном постановлении Правительства РФ. Что касается требований к ПО, то их также устанавливает Роскомнадзор.

*

Список уполномоченных ОРД будет включен в реестр РКН, однако на данный момент он еще не создан. В то же время все функции и порядок ведения реестра уже утверждены, и из соответствующего документа становится понятным, что операторы будут заниматься сбором, мониторингом и анализом информации с ее последующей передачей в Роскомнадзор. Кроме того, ОРД также будут обязаны сообщить в РКН о расхождении данных собственного мониторинга с информацией о рекламе, предоставленной рекламодателями, рекламораспространителями или ОРС.

*

Информация для предоставления в РКН

Предполагается, что Роскомнадзор займется учетом, хранением и обработкой данных о рекламе в сети. В первую очередь к таким данным относятся сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем. Перечень, сроки и формат предоставляемой информации определяет Правительство РФ, которое уже выпустило соответствующее распоряжение.

Согласно Распоряжению, ОРД будут обязаны предоставлять следующую информацию о соответствующих участниках рекламы:

*

  • ФИО частного лица или полное и сокращенное наименование компании или агентства, а также ФИО гражданина, действующего от имени юрлица без доверенности;
  • местонахождение и адрес пребывания или места жительства;
  • ИНН (для юридического или физлица, зарегистрированного в России);
  • номер телефона или номер электронного средства платежа (для иностранных лиц – участников рекламного рынка в России);
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • информация о рекламодателе, заключившем договор с распространителями и ОРС;
  • данные о программе либо информационной системе, выбранной и используемой для распространения рекламы.

*

Кроме того, теперь Роскомнадзор вправе требовать и сведения о самой рекламе – в частности, следующие данные:

  • ID рекламных материалов;
  • описание объекта рекламы;
  • данные о форме распространения рекламы, а также ее объемах и показах;
  • дату начала рекламной кампании и общие сроки ее размещения;
  • полную информацию о договорах на размещение рекламных материалов (в том числе и данные по ценам и выплатам);
  • параметры ЦА данной рекламы.

*

Порядок передачи информации о рекламе

Теперь направлять информацию в РКН можно двумя способами – через ОРД или же самостоятельно. Однако в обоих случаях участникам рекламного рынка необходим обзавестись УКЭП, открыть аккаунт в ЕСИА и зарегистрироваться в системе Роскомнадзора. Приобретение УКЭП в данном случае вполне логично, поскольку взаимодействие между РКН и рекламодателями и рекламораспространителями будет вестись исключительно онлайн и в электронной форме.

Установленные Правительством правила взаимодействия РКН и участников рынка рекламы подразумевают следующие варианты передачи требуемой информации о рекламных материалах, размещенных в сети:

*

  • от операторов рекламных систем, рекламодателей или рекламораспространителей ОРД, а затем от ОРД в Роскомнадзор;
  • от операторов рекламных данных – по запросу от Роскомнадзора (как правило, для установления достоверности информации о рекламе);
  • от ОРС, рекламораспространителей и рекламодателей – самостоятельно и напрямую оператору рекламных данных;
  • от ОРД в Роскомнадзор – через предоставление сведений о расхождении информации, полученной по результатам мониторинга и анализа посредством ПО, с данными, от участников рекламного рынка;
  • от РКН всем участникам рынка и системы – через запросы о предоставлении информации (в том числе в целях сверки и выявления несоответствий);
  • от РКН всем участникам рынка – через уведомления о выявлении несоответствий.

*

В случаях выявления Роскомнадзором расхождений по данным о рекламе, ответственность будет возложена на участников рынка, предоставивших не соответствующую действительности информацию.

Передача указанных выше сведений в РКН должна осуществляться в течение 1 месяца, то есть следующего за месяцем, в течение которого в сети распространялась указанная реклама. Данный срок актуален независимо от способа направления данных.

*

Ответственность за передачу недостоверных данных о рекламе

Если сведения о рекламе, переданные в Роскомнадзор, окажутся неполными, недостоверными или неактуальными или же будут отправлены позже установленного срока, виновный участник рынка будет привлечен к административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 14.3 КоАП РФ. По данной статье предусмотрены штрафы в размере:

  • от 2 до 2,5 тысяч рублей – для граждан;
  • от 4 до 20 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • от 100 до 500 тысяч рублей – для юридических лиц.

*

Влияние новых правил на участников рекламного рынка

С одной стороны, данные нововведения довольно полезны, поскольку в итоге предполагают более прозрачный рекламный рынок, тщательную проверку действий рекламодателей и рекламораспространителей, а также своевременное пресечение правонарушений. Однако не все участники этой сферы считают их своевременными.

Дело в том, что агентствам и компаниям придется уделять как можно больше внимания соблюдению всех этих правил. К тому же появление обязательств по регулярной передачи информации в РКН может потребовать появления новых должностей внутри компаний и, соответственно подготовки новых кадров. В то же время до сих пор непонятно, чем они должны будут заниматься, поскольку вся инфраструктура взаимодействия с Роскомнадзором через ОРД до сих пор недоступна в целом. Именно поэтому участники рекламного рынка надеются в скором времени получить все необходимые данные и разъяснения и рассчитывают на лояльное отношение регулятора к возможным проблемам с передачей данных как минимум ближайшее время.

 

Поделиться: