Сегодня конфиденциальность сведений клиентов банков по-прежнему остается актуальным вопросом. До недавнего времени многие были уверены, что банковские организации не имеют права предоставлять хранящиеся у них данные о клиентов кому бы то ни было. Однако вступивший в силу весной 2021 год закон о банковской тайне заставил многих волноваться о том, насколько открытой и доступной окажется информация о вкладчиках и владельцах счетов в связи с новыми правилами. Чтобы избежать ненужных страхов, об этом стоит поговорить подробнее.
В общих чертах банковская тайна – это запрет доступа к информации о клиентах кредитных учреждений. Согласно статье 857 ГК РФ, никакие сведения об их счетах и операциях не могут быть раскрыты – за исключением случаев, когда подобное необходимо в интересах государства или следствия, включая расследования по экономическим делам.
Возможность предоставления доступа к банковской тайне регламентируется статей 26 Федерального закона №395-1 от 02.12.1990 года. К примеру, это может быть нотариус, делающий запрос информации о средствах на счетах в рамках наследственного дела, или же арбитражный управляющий, которому потребовалось изучить движение финансов по счетам лиц и компаний, связанных с лицом или компанией, проходящим процесс банкротства.
Даже если все эти данные предоставлены органам ФНС, суду или нотариусу, они не перестают оставаться конфиденциальными для всех остальных, и особый режим доступа к ним сохраняются. Представители власти, получившие подобную информацию, обязаны сохранить их в тайне и использовать исключительно в служебных целях и в рамках исполнения обязанностей.
Стоит сразу уточнить: право доступа к банковской тайне было у налоговых служб и ранее. Так, они могли запросить движение средств по счетам как компаний, так и ИП, а также уточнить остатки и задолженность, данные о которой хранятся в картотеке №2.
В то же время законодательные акты не могли точно установить пределы полномочий ФНС в отношении банковской тайны, что являлось причиной многочисленных споров и разногласий между налоговой и кредитными организациями. Банки нередко отказывали представителям ФНС в предоставлении данных, которые предположительно не содержали информации, имеющей отношение к налоговым обязательствам клиентов. Службы, в свою очередь, могли наложить на банк штраф, действуя в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса.
Все это привело к необходимости устранения подобных разногласий между банками и налоговой. Новый федеральный закон №6-ФЗ предусматривает точный и подробный список документов, которые должны быть предоставлены по запросу налоговиков, а также основания и сроки исполнения запросов.
Есть сведения, которые банки обязаны предоставить органам ФНС даже без официального запроса – это сведения об открытии и закрытии счетов и депозитов организаций, ИП и граждан, а также данные об открытии и закрытии электронных кошельков любых сервисов.
Что касается информации по запросу, то перечень данных, к которым может быть открыт доступ для налоговой с 17 марта 2021 года отличается от списка сведений, обязательных для предоставления ранее.
Также теперь ФНС может запросить все эти сведения не только об организациях и ИП, попавших под налоговую проверку, но и о компаниях и лицах, в отношении которых проверка только планируется. Кроме того, предполагается, что расширенный доступ позволит быстрее доказывать взаимозависимость компаний и физических лиц в необходимых случаях.
Сегодня перечень ситуаций, когда представители ФНС могут запрашивать нужную информацию, определен также строго.
В отношении ИП и организаций:
В случае с физлицами, не зарегистрированными в статусе ИП, запрос данных со стороны ФНС возможен только в рамках налоговой проверки и только при согласии руководителя ФНС, вышестоящего налогового органа или его заместителя, а также в интересах международного сотрудничества.
Взаимодействие банков и налоговой осуществляется посредством телекоммуникации по прямым каналам связи. При передаче запроса банк обязан предоставить все требуемые документы в течение 3 дней. При запросе данных о счетах физических лиц запрос должен быть согласован с руководителем вышестоящего налогового органа.
Порядок передачи информации сохраняется прежний – согласно письму ФНС №СД-4-2/9696@ от 01.07.20201. Новые формы еще не разработаны налоговой и не утверждены Центробанком.
Вопреки распространенному мнению, принятый закон о расширенном доступе к банковской тайне не нарушает и не ущемляет права налогоплательщиков. Цель нововведений – повышение эффективности борьбы с номинальными лицами в руководстве организаций и предотвращение нелегального обналичивания средств. Если вы являетесь законопослушным налогоплательщиком, у вас по-прежнему не будет никаких проблем.