Первым делимся в Telegram
В вашем городе
Техническая поддержка: +7 (495) 513-11-29

+7 (495) 518-94-41Заказать звонок

Обвести вокруг кассы: мошенничество в продажах или как покупатели обманывают продавцов и кассиров

Историй о хитрых владельцах торговых точек и их сотрудниках, стремящихся нажиться на покупателях нечестным путем, очень много. Однако об обратном мошенничестве рассказывают значительно реже и совершенно напрасно. Продавцы и кассиры не менее уязвимы для обмана, а деньги в той или иной степени теряет владелец бизнеса. Именно поэтому мы решили подробнее описать способы, которые используют мошенники, чтобы уйти с товаром, не заплатив или заплатив, но меньше, чем нужно.

Возможен ли обман продавца или кассира в магазине сегодня?

Даже передовые системы видеонаблюдения могут оказаться бессильными перед мошенничеством в ритейле. Знание психологии, чрезмерная наглость и ловкость рук становятся основой для создания беспроигрышных схем, которые можно легко адаптировать к обновлениям системы безопасности.

Исследование, проведенное компанией Checkpoint Systems, выявило довольно печальную статистику. Из-за действий мошенников розничные магазины теряют более 1% ежегодного оборота, а это в совокупности около 3 миллиардов долларов. Хотя камеры и антикражные метки снизили эти показатели, проблема решена лишь частично - креативность злоумышленников продолжает расти.

В то же время это не значит, что противостоять им невозможно. Зная, какие способы обмана мошенники используют в магазинах, можно научить сотрудников распознавать попытки поживиться и предотвратить убытки, в том числе в крупных размерах.

Обмани продавца: как действуют злоумышленники в магазинах

Потребители, которые не гнушаются жульничеством для личной выгоды, действуют изобретательно, прицельно и аккуратно. Они могут сходу определить, в каком магазине афера окажется успешной, какой продавец поддастся на их уловки и подходящая ли ситуация для проворачивания мошеннической схемы. Разберем подробнее популярные способы обвести кассира вокруг пальца.

Имитация оплаты

Схема основана на умении активно общаться и манипулировать собеседником. В этом случае покупатель выбирает недорогой товар и показывает продавцу крупную купюру, как единственную возможность расплатиться. Пока кассир ищет и отсчитывает сдачу, покупатель его отвлекает или буквально «забалтывает», а потом забирает сдачу и уходит, не оставив свою банкноту. Таким образом, магазин теряет не только товар, но и сумму, которая зачастую превышает его стоимость в 20-100 раз. Нередко мошенники, пользующиеся такой схемой, работают в паре: так проще рассеять внимание продавца.

Подобный способ обмана часто практикуют на рынках, а также в магазинах в часы пик, когда продавцу приходится работать быстро и обслуживать больше клиентов, чем обычно.

Возврат товара - но не сдачи

Эта схема похожа на предыдущую: мошенник также приобретает какую-нибудь мелочь, расплачивается крупной купюрой и забирает сдачу. Однако далее события развиваются иначе. Покупатель возвращается как будто бы в спешке, передает товар и сумму, равную его стоимости, обратно и требует назад свою банкноту. Напуганный напором продавец может вернуть ее сразу же, забыв, что большая часть сдачи осталась у покупателя.

Это может выглядеть примерно так: покупатель передает продавцу 5 тысяч рублей одной купюрой, чтобы оплатить товар стоимостью 50 рублей и получает 4950 рублей сдачи. При возврате по указанной выше схеме он отдает обратно только те самые 50 рублей. У него остается и сдача в размере 4900 рублей, и его же банкнота в 5 тысяч. Получается двойная выгода.

Чаще всего в таких случаях мошенники работают вдвоем и разыгрывают спор или скандал из-за покупки и необходимости ее возврата. Напряженная обстановка и суета побуждают продавца побыстрее выполнить требования клиента, чтобы не провоцировать его на более сильные эмоции.

Мнимый обсчет

Эта схема - вариация первых двух. Здесь мошенник также расплачивается крупной купюрой за недорогой товар и послушно забирает сдачу. Однако затем он отходит от кассы, начинает якобы пересчитывать сдачу, незаметно убирает пару банкнот и кидается обратно к прилавку, возмущаясь, что его обсчитали. Такая схема может сработать при наплыве покупателей, когда продавец не хочет конфликтовать при других клиентах или заставлять их ждать и охотнее верит в собственную рассеянность.

Коллекционеры чеков

Чужие или собственные чеки за оплаченные ранее товары - еще один способ получить выгоду нечестным путем. Все, что нужно мошеннику в этом случае - взять чек с собой в магазин и набрать по нему те же товары, что в нем указано. Далее достаточно пройти к выходу, минуя кассу. Если злоумышленника останавливает охранник, он просто показывает чек и объясняет, зачем возвращался. Причины могут быть самые простые: от уточнения цены на какой-то товар до необходимости поднять выпавший из сумки предмет. Данные на чеках печатают мелким шрифтом и далеко не все сотрудники готовы напрягать зрение, чтобы уточнить дату платежа, особенно если мошенник выглядит прилично и ведет себя уверенно.

Такой способ обмана часто выбирают для магазинов с несколькими кассами и узлом КСО. Полностью побороть схему практически невозможно. Вся надежда на видеонаблюдение и бдительность охраны.

Обвес в пользу покупателя

Эта схема довольно старая, однако ее до сих пор иногда применяют в небольших продуктовых магазинах. В этом случае мошенник просит взвесить определенное количество товара, расплачивается и покидает кассу. Затем часть покупки незаметно выкладывается из упаковки в сумку, а злоумышленник возвращается с просьбой взвесить отпущенный товар заново из-за каких-то подозрений и показывает чек. Повторная процедура подтверждает недовес и продавцу приходится либо добавить количество товара, либо возместить разницу в оплате.

Метод обмана стал более совершенным с появлением касс самообслуживания. Здесь возможны два варианта: покупатель откладывает часть развесного товара в личную сумку, которую не нужно ставить на платформу или взвешивает дорогие продукты, указывая на весах дешевые позиции.

Подмена при возврате

С одной стороны, нет ничего противозаконного в том, чтобы вернуть неподошедший и уже оплаченный товар. С другой - мошенник сдает не приобретенную им в магазине вещь, а очень похожую, но уже побывавшую в использовании, сломанную или с дефектом, но в той же коробке или пакете. Если продавец не слишком внимателен и готов оформить возврат только увидев знакомую упаковку или мельком взглянув на ее содержимое, это чревато убытками для владельца магазина.

Подмена при покупке

Перекладывание дорогого товара в упаковку из-под дешевого и подмена ценников на одежде и штучных изделиях по-прежнему не редкость в магазинах. Более того, некоторые жулики умудряются действовать с размахом, подкладывая дорогую вещь прямо к дешевой и оплачивая только вторую. Подобный вариант возможен, если ценник и штрих-код нанесены прямо на пакет или коробку, а в магазине наплыв клиентов и продавцу некогда вскрывать и проверять каждую упаковку. Достаточно считать данные сканером и принять оплату.

Еще две старые как мир схемы - шоплифтинг и оплата поддельными купюрами. Первая часто встречается в магазинах одежды, нижнего белья и даже обуви. Мошенники набирают вещи для примерки, а уже в примерочной деактивируют противокражные метки специальным магнитом. После этого пару вещей прячут в сумку, а остальное вывешивают на специальной стойке или отдают продавцу и объясняют, что ничего не подошло.

С фальшивыми деньгами все ясно: мошенники расплачиваются за товары купюрами, которые вовсе не являются реальным средством платежа. Современные технологии позволяют подделывать банкноты на самом высоком уровне. Распознать подделку невозможно даже при просмотре на свету, не говоря уже о беглом взгляде на поданную бумажку.

Впрочем, обе этих схемы уже рассматриваются не как мошенничество, которое зачастую сложно доказать - а как полноценные уголовные преступления, за которые УК РФ предусматривает серьезные наказания. Ритейлерам, столкнувшимся с таким обманом, необходимо как можно скорее сообщить о случившемся в полицию.

Продавцы и покупатели против владельцев магазинов: возможен и такой обман

Случается, что клиенты и кассиры находятся по одну сторону баррикад. С другой - владелец бизнеса, на котором они планируют нажиться. Ритейлеры, аналитики и представители правоохранительных органов все чаще упоминают следующие способы мошенничества:

  • Подмена товара. В этом случае сотрудник магазина проводит дешевый товар по цене более дорогого через кассу, а разницу оставляет себе. С одной стороны, выгода небольшая, но если провернуть этот трюк несколько раз за смену, сумма может выйти солидная.
  • Продажа без чека. Покупатель оплачивает товар, однако продавец не выдает чек под благовидным предлогом. В числе причин может оказаться проблема с ПО или непонятная поломка кассы. Чтобы усыпить бдительность клиента, ему предлагают отправить чек на электронную почту чуть позже. Таким образом, продавец получает деньги без необходимости формировать чек. Вся сумма остается у мошенника, а исчезновение товара списывают на кражу или ошибки в инвентаризации.
  • Ложный возврат. В основе схемы - сговор продавца и покупателя. Клиент приобретает товар, а затем якобы передает его обратно в магазин. Кассир оформляет возврат, но покупку не забирает. Она остается у покупателя, а полученными деньгами он делится с пособником.

Благодаря развитию систем видеонаблюдения, современной ККТ и автоматизации складских процессов процент таких случаев мошенничества значительно снизился. Однако жулики по-прежнему пробуют обогатиться в магазинах формата «у дома», на рынках и в торговых точках за пределами города.

Как ритейлерам избежать мошенничества со стороны покупателей и продавцов

Защита своего бизнеса от подобного рода схем требует системного и комплексного подхода. Это значит, что работать необходимо и с персоналом, и с техническим оснащением магазина. Что касается обучения сотрудников, то здесь важно донести до них ключевые правила:

  • Сдача только после передачи и проверки денежных средств. Специальный сканер поможет распознать фальшивые купюры, а ритейлеры рекомендуют проверять на них не только крупные банкноты, но и деньги меньшего номинала. Кроме того, начать отсчитывать сдачу можно только после того, как купюра уже в руке продавца или лежит перед ним. Это поможет избежать удачных попыток отвлечь внимание кассира и завладеть ей снова.
  • Обязательная проверка товара перед возвратом или передачей. Любая упаковка с вещами, принесенная на кассу, должна быть открыта, а ее содержимое тщательно изучено на предмет подмены или добавления лишних позиций. При возврате также важно оценить состояние товара, его подлинность и достоверность дефектов, которые обнаружил покупатель. Объясняйте продавцу, что все проверяется без спешки: лучше другие покупатели подождут лишнюю минуту, чем сам сотрудник станет жертвой обмана.
  • Расчет с подтверждением клиентом. Чтобы избежать мошенничества с сдачей, ее необходимо подсчитывать прямо перед клиентом и выдавать ее только после того, как он подтвердит, что сумма сходится.
  • Соблюдение порядка и правил работы с онлайн-кассой. Все расчеты должны вестись только через ККТ с обязательной печатью чека, а возвраты также оформляться через нее. Не стоит реагировать ни на какие предложения принять оплату мимо кассы. Персонал должен работать в соответствии с законодательством, чтобы обезопасить себя.
  • Тренировка стрессоустойчивости. Задача продавца - не поддаваться суете и панике, не позволять втягивать себя в конфликт и действовать только по закону и разработанным начальством инструкциям. При необходимости регулярно проводите тренинги и встречи с персоналом для разбора сложных ситуаций.
  • Больше контроля. Сотрудники в зоне примерочных и КСО помогут предотвратить некорректную оплату и хищение товаров из магазина.

Кроме того, важно постоянно проверять эффективность системы видеонаблюдения и стабильность работы ККТ. При необходимости обновлять оборудование и программное обеспечение. Защититься от потенциальных мошенников на сто процентов крайне сложно, однако учесть риски и снизить вероятность жульничества по силу любому ритейлеру.

 

Поделиться: