В вашем городе
Техническая поддержка: +7 (495) 513-11-29

+7 (495) 518-94-41Заказать звонок

Продажа просроченного товара: уголовная и административная ответственность

Недобросовестные предприниматели по-прежнему стараются избежать убытков из-за списания просроченной продукции, а потому не изымают ее из ассортимента вовремя. В этом есть определенный расчет. У некоторых товаров определить срок годности сходу просто невозможно, а покупатели не всегда бывают достаточно внимательными, чтобы увидеть даже указанные на этикетках данные. Таким образом, владельцам бизнеса удается заработать на продажах просроченных продуктов. Однако нельзя забывать, что это незаконно. Если факт сбыта «просрочки» будет установлен, ответственного за нее ждут серьезные неприятности.

Кто обязан отслеживать срок годности предлагаемых у себя товаров

В целом, такая обязанность возлагается на магазины, заведения и организации, реализующие продукцию с установленными сроками годности. Просроченные товары теряют надлежащие свойства и могут принести вред покупателю, поэтому необходимо вовремя изымать их из оборота. Следить за тем, чтобы клиентам не попалась «просрочка» должны:

  • Продовольственные магазины. Все продаваемые в них товары имеют предельный срок годности и реализации, который достаточно легко отслеживается, поэтому списать нарушения на невнимательность персонала не получится.
  • Кафе, рестораны и прочие заведения общественного питания. Здесь владельцам и их помощникам необходимо следить за сроками годности сырья, готовых блюд, напитков. Что касается последних, то период их пригодности к употреблению резко уменьшается после вскрытия упаковки, поэтому их необходимо контролировать отдельно.
  • Магазины автозапчастей, автохимии. Моторные масла и прочие технические жидкости, герметики, краски и средства по уходу за автомобилями также имеют сроки годности, а по их истечению использование таких товаров оказывается, как минимум, бесполезным.

*

  • Строймаркеты. Строительные смеси и краски теряют эксплуатационные свойства со временем: просроченную продукцию покупатели могут определить сразу после вскрытия упаковки.
  • Магазины косметики и бытовой химии. Все сложные составы также сохраняют полезные и практические свойства определенное время. Пользоваться просроченной продукцией такого типа неприятно и даже опасно.

Эти лишь некоторые виды бизнесов, где контроль просрочки особенно важен. Предприниматели, которые заботятся о благополучии собственного дела, принимают все необходимые меры, чтобы к покупателю не попадал товар с истекшим сроком годности.

*

Наказание за реализацию просрочки

Продажа клиентам товаров, не соответствующих стандартам качества из-за окончания срока годности, запрещена законом. За пренебрежение запретом предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, степень которой зависит от масштаба правонарушения.

Административная ответственность

Если на прилавке магазина или в заведении будет найдена просроченная продукция, к владельцу могут быть применены нормы статьи 14.4 КоАП РФ:

  • штраф для физических лиц - 1-2 тысячи рублей;
  • штраф для должностных лиц - 3-10 тысяч рублей;
  • наказание для ИП - 10-20 тысяч рублей;
  • штраф для юридических лиц - 20-30 тысяч рублей.

*

На первый взгляд эти взыскания кажутся небольшими, однако если нарушение будет выявлено повторно, суммы штрафов увеличатся:

  • для физлиц - 2-5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц - 7-15 тысяч рублей;
  • для ИП - 15-30 тысяч рублей;
  • для юрлиц - 30-50 тысяч рублей.

К должностным лицам также может применяться дисквалификационная мера продолжительностью до года. Кроме того, вся просроченная продукция, выявленная в ходе проверки, будет конфискована.

*

Штрафы за продажу испорченных товаров

Если продукция утратила товарные свойства из-за нарушения правил хранения, перевозки, либо продажи, к продавцам и производителям возможно применение санкций согласно статье 14.43 КоАП:

  • для граждан - 1-2 тысячи рублей;
  • для должностных лиц - 10-20 тысяч рублей;
  • для ИП - 20-30 тысяч рублей;
  • для организаций - 100-300 тысяч рублей.

Если продажа испорченных товаров привела к проблемам со здоровьем у покупателей, либо спровоцировало угрозу экологической безопасности, нарушители заплатят штраф в увеличенном размере, а продукция ненадлежащего качества будет изъята. Если попытка продажи такой продукции будет зафиксирована повторно, суммы штрафов будут увеличены максимально, а ИП и юрлицам грозит приостановка предпринимательской деятельности на срок до 90 суток.

*

Уголовная ответственность

Более серьезную ответственность за сбыт и хранение продукции ненадлежащего качества, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей регламентируется статьей 238 УК РФ. Согласно закону, к недобросовестным продавцам могут быть применены следующие меры:

  • штраф до 300 тысяч рублей;
  • штрафом, соответствующим заработной плате или иному заработку нарушителя в течение двух лет или менее;
  • обязательные работы продолжительностью до 360 часов;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • ограничение свободы до 2 лет;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

*

В ряде случаев виновному лицу может грозить и ужесточение наказание. Согласно статье 238 к таким ситуациям относятся:

  • Неправомерные действия группы лиц по предварительному сговору.
  • Попытка сбыть просроченную продукцию или товары ненадлежащего качества, предназначенные для детей до 6 лет.
  • Подтверждение факта смерти или нанесения тяжкого вреда здоровью потребителя в результате использования просроченного товара.

При отягчающих обстоятельствах размеры штрафа могут вырасти до 500 тысяч рублей, а продолжительность принудительных работ до 5 лет, срок лишения свободы до 6 лет.

Что приводит к просрочке продукции?

Наличие в магазине или заведении значительного количества товаров с истекшим сроком годности может быть связано со следующими обстоятельствами:

  • Недостаточная оптимизация закупок. Если компания закупает товары в объемах, значительно превышающих спрос, всегда остается риск, что она просто не успеет реализовать всю партию.
  • Проблемы с планированием продаж и мерчандайзингом. В этом случае покупатели разбирают более свежий товар, а продукты, произведенные раньше, залеживаются на полках.
  • Ошибки в работе персонала. Сотрудники несвоевременно изымают просроченную продукцию из ассортимента и она попадает к покупателю.
  • Отсутствие контроля сроков годности. Если нет определенного плана и надлежащего учета, всегда остается риск что-то упустить.

Однако даже эти причины это не повод предлагать покупателям просроченный продукт, чтобы компенсировать собственные траты. Оптимальное решение - наладить учет и контроль сроков хранения наиболее подходящим для компании способом.

*

Как можно контролировать сроки хранения продаваемой продукции?

Существует немало решений, позволяющих избежать появления залежалого товара и просрочки продаваемых продуктов. Ниже представлено два типа вариантов, оптимальных как для владельцев небольших компаний с достаточно консервативным подходом, так и для продвинутых предпринимателей, оптимизирующих бизнес с помощью передового оборудования.

Ручной учет

Контролю срока годности «в тетрадке» уже несколько десятилетий, однако этот способ по-прежнему популярен и при этом довольно эффективен. Выбравшие ручной учет предприниматели могут отслеживать сроки хранения товаров, вести учет складских остатков и продаж в целом, а также контролировать выручку по ряду важных показателей. Это очень простой и незатратный метод, поэтому владельцы магазинов и заведений общественного питания предпочитают останавливаться именно на нем.

*

Суть ручного учета весьма простая: ответственное лицо (директор, администратор или продавец) заводят специальные журналы, где фиксируют все нужные данные в виде таблицы. При этом строка «срок годности» для нее обязательна. В ряде случаев используется так называемый сквозной учет - для каждой новой партии продукта открывают отдельную строку с указанием всех подлежащих контролю параметров, а строки обязательно нумеруются с указанием даты. Единых требований к оформлению таких журналов нет по-прежнему, поэтому их внешний вид оставляют на откуп ответственного лица.

Кому подойдет:

  • Владельцам магазинов с хорошей оборачиваемостью, значительно превосходящей сроки реализации.
  • Предпринимателям, которые не занимаются продажей скоропортящейся продукции.
  • Организациям с небольшим количеством номенклатуры или имеющим в ассортименте лишь несколько категорий товаров с ограниченным сроком годности, к примеру в строительном магазине.

*

Преимущества

  • Не нужно обучать персонал: внести данные от руки можно без специальной подготовки.
  • Компьютер и другая специальная техника не требуется, так же, как и выход в Интернет.
  • Скорость работы с информацией: достаточно в любую минуту открыть журнал и внести данные.
  • Мобильность: журнал можно взять на склад, в офис, торговый зал.
  • Затраты минимальны - только на журналы или тетради.

Недостатки

  • Бумажные носители ненадежны: могут испортиться, потеряться или быть уничтожены.
  • Делать аналитику вручную очень неудобно.
  • Ошибки и исправления рукописных данных могут привести к путанице и новым ошибкам.
  • При работе с большими объемами товаров или разнообразной номенклатурой ручной учет малоэффективен.
  • Если каждый сотрудник ведет свой журнал, невозможно сформировать надежную систему единого учета.
  • Очень много ошибок, связанных с человеческим фактором: сотрудник может забыть занести в журнал новые данные.

*

Рекомендации по ведению ручного учета

  • Разработайте или определите тип таблицы, в которой раздел со сроками хранения продукции максимально наглядный. Например, его можно сделать основным.
  • Установите внесение в таблицу данных при приеме товара, как одну из ключевых обязанностей.
  • Проверяйте журнал ежедневно, чтобы вовремя изымать из продажи просроченные товары.
  • Отслеживайте продукты, срок годности которых истекает в ближайшее время и выставляйте их на полки так, чтобы они лучше были видны покупателю. У продавцов и сотрудников склада должны быть особые инструкции для таких случаев.

Хотя применение ручного учета для контроля просрочки в ряде случаев оправданно, все больше предпринимателей рассматривают более современные и комфортные методы.

*

Контроль срока хранения товаров с помощью программы Excel

Этот вариант можно назвать одним из базовых способов автоматизации учета. При этом он уже экономит значительное количество времени персонала и руководящего состава. Функционал Excel позволяет выполнять несложные расчеты, вносить данные, применяемые для ряда товаров и номенклатурных групп, отслеживать информацию в более удобном формате. Для работы с программой нужен компьютер, а поскольку в ней множество опций и инструментов, ответственным лицам может потребоваться время на их освоение.

Преимущества

  • Можно быстро переслать данные по электронной почте, либо скопировав их на флеш-накопители.
  • У сотрудников есть возможность корректировать данные без помарок и путаницы.
  • Анализировать информацию в Excel-таблицах проще, поскольку она представлена более наглядно и в удобном для пользователя формате.
  • Через программу можно настроить частичную автоматизацию, к примеру, на уменьшение числа остатков после фиксации продажи соответствующего объема товаров.

*

Недостатки

  • Excel невозможно синхронизировать с кассовой техникой.
  • Базовые версии не вполне пригодны к товароучету. В программе есть более удобные шаблоны, но они платные.
  • Сотрудник может случайно удалить нужные данные без возможности восстановления.
  • Необходимость вносить данные вручную сохраняется, так что степень автоматизации по-прежнему невысокая.

Рекомендации по ведению учета в Excel

  • Скачайте наиболее удобный для вас шаблон - главное, чтобы в таблице присутствовала графа «Срок годности».
  • Указывайте именно предельный срок реализации товара, когда принимаете новую партию.
  • Проверяйте таблицу каждый день, чтобы выявлять продукцию с истекшим или истекаемым сроком годности.
  • Учитывайте срок хранения товаров при реализации и вовремя изымайте их из оборота.

Ведение учета и отслеживание сроков годности в Excel может быть удобно для среднего бизнеса, однако для масштабных проектов могут потребоваться более эффективные и современные решения с высокой степени автоматизации.

*

Программы для автоматизированного учета

Сегодня отслеживание товаров с помощью современных методов автоматизации показало себя как наиболее эффективное. Достаточно установить на компьютер специальную программу и полностью контролировать соблюдение сроков хранения товара, вовремя убирая просрочку и перемещая товары с истекающей годностью в зону наибольшей ​ видимости для покупателя. Система автоматически выводит предупреждения о продуктах, срок реализации которых скоро закончится. Кроме того, в таких программах немало и других функций для учета и анализа.

Преимущества

  • Предприниматель может полностью контролировать сроки хранения товаров из большого количества разнообразных категорий.
  • Информация доступна и обновляется круглосуточно.
  • Программы синхронизируются с кассовым оборудованием.
  • Данные для аналитики и контроля можно загружать из разных источников.
  • Можно вести документацию прямо в программе.
  • Программы предлагают множество опций от контроля персонала до анализа ценообразования.

Недостатки

Для работы с программой потребуется время, средства и соответствующее техническое оснащение, как минимум, компьютеры или ноутбуки. Кроме того, установка и настройка учетного софта платная, а персоналу необходимо научиться с ним работать. Однако это скорее важные условия, чем недостатки.

Заключение

Продажа просроченных товаров - грубое нарушение, которое грозит не только репутационными потерями, но и ответственностью в рамках закона. Именно поэтому не стоит пробовать обмануть клиентов или обойти законодательство. Качественная организация учета и контроля реализуемой продукции, в том числе и в части сроков годности, позволит вести бизнес честно, комфортно и с минимальными ошибками и проблемами.

 

Поделиться: