Система быстрых платежей представляет собой сервис, позволяющий платить и принимать оплату с помощью специальных цифровых средств – это может быть QR-код, платежная ссылка или своего рода кнопка на сайте. Подключение к СБП имеет множество преимуществ и для продавцов, и для покупателей: первым не нужно вкладываться в эквайринг и тратить время на обработку платежа в терминале, вторые – могут обходиться без банковской карты и совершать оплату с помощью смартфона. Все эти плюсы все чаще мотивируют на подключение к СБП тем более, что это недолгий и несложный процесс.
В разработке Системы быстрых платежей участвовали Банк России, как оператор и центр для ведения расчетов и АО «Национальная система платежных карт», как платежный и клиринговый центр. Цель создания СБП – улучшение качества финансовых услуг благодаря мгновенному перечислению денежных средств на банковские счета и использованию комфортных и доступных инструментов, к примеру, того же QR-кода.
По данным на июль 2022 года к системе подключено более 200 банков. В их числе – Сбер, ВТБ, Газпромбанк, «Открытие», СовКомБанк и другие. С полным списком кредитно-финансовых организаций-участников можно ознакомиться на сайте СБП. При этом все они могут взаимодействовать между собой на равных условиях и по всей стране.
Основное, что требуется от предпринимателя для подключения к Системе быстрых платежей – это подача заявки в выбранный банк-участник (необходимо убедиться, что он предоставляет подобную услугу юрлицам и ИП), а также выбор подходящего способа приема оплаты услуг или товаров.
Заключение отдельных соглашений с ЦБ РФ и НСПК не требуется: достаточно открыть расчетный счет в банке, куда была подана заявка.
Оптимальный вариант для офлайн-ритейлеров – продажи с оплатой по QR-коду. В зависимости от структуры и частоты применения выделяют два типа инструментов – статические и динамические.
Статический QR-код генерируется банком однократно, после чего предприниматель предоставляет его всем покупателям или клиентам для оплаты. В нем зашифровывают только реквизиты, цену необходимо вводить для каждой операции отдельно.
Данный тип кодов используется в малом и среднем бизнесе – к примеру, в салонах красоты, небольших магазинах непродовольственных товаров, кофейнях, частных детских центрах и студиях и т.д. Для удобства клиентов их часто распечатывают и размещают возле касс.
Динамический QR-код генерируется отдельно для каждой операции и при шифровании данных в него уже включена цена, поэтому клиенту не нужно уточнять никакие данные. Этот вариант более безопасный, поскольку срок действия такого кода ограничен – от трех суток по умолчанию до 90 дней. В некоторых случаях его формируют как краткосрочный на период от 5 до 10 минут. Такие коды - разумное решение для крупных торговых точек с высокой проходимостью.
Проведение оплаты товаров и услуг при использовании QR-кода осуществляется по установленной схеме:
Помимо электронной почты возможны и другие способы информирования клиента о платеже. Это могут быть push-сообщения, SMS, а также мобильное или банковское приложение. Подходящий вариант выбирают исходя из типа используемого ПО и указывают в договоре при подключении к Системе.
Подключаясь к Системе быстрых платежей, необходимо также учитывать и особенности проведения денежных средств, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций. В первую очередь это касается ограничений по сумме переводов, а также комиссий, взимаемых банками при приеме платежей.
Процент от проведения платежей зависит от вида предпринимательской деятельности и может составлять 0,4% или 0,7% от переведенной суммы. На пониженную ставку могут рассчитывать:
При совершении крупных платежей через СБП стоит учитывать, что максимально возможная комиссия по одной операции не может превышать 1500 рублей.
На сегодня для платежей действует единственный лимит – ограничение в 1 миллион рублей для одного перевода. Если сумма оплаты больше, ее переводят в несколько транзакций с допустимыми размерами платежа.
Подключение бизнеса к СБП гарантирует предпринимателям безусловные преимущества. Низкие затраты на обслуживание, моментальное получение средств на счет, безопасность операций и лояльность покупателей делают этот сервис все более популярным.