Как известно, сегодня практически все индивидуальные предприниматели и организации обязаны использовать контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в Федеральной налоговой службе. Если по каким-то причинам работа кассового оборудования прекращается, оно должно быть снято с регистрации самостоятельно или по инициативе представителей ФНС.
Для начинающих или не слишком опытных участников бизнеса снятие ККТ с учета вызывает не меньше вопросов, чем ее оформление в налоговой. Рассматриваем все ситуации, когда прекращается регистрация кассы, как правильно подать документы в ФНС, и что будет, если не сделать этого самостоятельно.
Особенности снятия ККТ с регистрации подробно описаны в статье 4.2 Федерального закона №54-ФЗ. Здесь же указаны и причины, по которым предприниматель может запустить процесс «деактивации» кассовой техники по собственному желанию:
В то же время ФНС оставляет за собой право самостоятельно снимать с учета кассовый аппарат, принадлежащий ИП или организации – однако только в следующих случаях:
В случае, когда налоговые органы самостоятельно прекратили регистрацию кассовой техники, предпринимателю необходимо передать им информацию с фискального накопителя, которая не была отправлена через ОФД ранее. На это отводится срок в 30 дней.
Важно также ориентироваться на срок эксплуатации фискального накопителя, который в зависимости от специфики бизнеса и режима налогообложения может составлять 15 либо 36 месяцев. Второй вариант актуален для организаций, оказывающих услуги, предпринимателей на общем режиме налогообложения или на одном из специальных режимов, первый выбирают в следующих случаях:
Процесс «деактивации» онлайн-кассы осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Первое, что необходимо сделать – подать в ФНС заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета по установленной форме КНД 1110062. В документе обязательно указываются следующие данные:
Заявление можно подать в бумажном виде в соответствующее отделение налоговой службы. Также его можно направить и в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС.
Нередки ситуации, когда к заявлению обязательно прилагается отчет о закрытии фискального накопителя. Подготовить его необходимо в следующих случаях:
Сразу после формирования отчета ФН прекратит регистрацию любых платежных операций. После этого необходимо снять с него данные и «закрыть». Обычно это делают в меню онлайн-касс, последовательность зависит от конкретной модели ККТ.
Если ФН был установлен в автономную онлайн-кассу, которая работала без подключения к ОФД и доступа к интернету, перечень документов также должен включать заявление и отчет о работе накопителя – правда, в этом случае информация с него должна быть считана специальными средствами.
Карточка станет подтверждением того, что налоговая сняла кассу с учета. Процесс осуществляется в среднем в течение пяти дней с момента подачи документов заявителем. Прислать документ могут как в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или в личный кабинет предпринимателя на сайте оператора фискальных данных. Бумажную копию карточки забирают в соответствующем отделении налоговой.
Подтверждение должно содержать те же данные, что содержались в заявлении о снятии кассы с учета, а также дату прекращения регистрации оборудования.
Представители налоговой могут самостоятельно прекратить регистрацию онлайн-кассы. Чаще всего это происходит, если при эксплуатации ККТ были допущены определенные нарушения. Владелец не будет уведомлен о снятии аппарата с учета и сможет снова зарегистрировать кассу только после того, когда все выявленные проблемы будут устранены – и если это будет возможно.
Кроме того, налоговые органы реагируют и на нарушения в работе фискального накопителя кассового аппарата. Если память ФН переполнена или срок его эксплуатации истек, предпринимателю необходимо как предоставить в ФНС данные о новом накопителе, так и передать информацию со старого ФН, если часть отчетов осталась у оператора фискальных данных. Сделать все это необходимо в течение 30 дней с момента замены устройства, иначе компетентные органы предпримут соответствующие меры.
Подать в налоговую заявление необходимо и в случае серьезной поломки модуля раньше установленного срока. В таком случае онлайн-кассу вместе с фискальным накопителем отправляют производителю в течение 5 дней после обнаружения неисправности и уведомляют об этом органы ФНС.
Разработчику ФН дается месяц на проведение экспертизы и выявления причины неполадок. В случае установки заводского брака или обстоятельств поломки не по вине владельца, предприниматель будет освобожден от расходов на экспертизу – так же, как и от обязанности передать фискальные данные в ФНС, и от ответственности за несвоевременное их предоставление.
Снятие ККТ с учета – процесс более простой и быстрый, чем ее регистрация. Однако в любом случае, важно своевременно обратиться в налоговые органы и предоставить не переданные ранее фискальные данные, чтобы закрыть работу кассы без лишних проблем и избежать сложностей с ФНС в дальнейшем.