Процесс внедрения касс самообслуживания в гипермаркеты и супермаркеты сегодня активно продолжается и количество магазинов уже установивших это оборудование растет с каждым годом. Многие ритейлеры, стремясь привлечь как можно больше клиентов, также спешат закупить КСО, чтобы продемонстрировать свою способность быть в тренде и привлечь внимание покупателей. Однако вопрос целесообразности такого оборудования стоит по-прежнему остро, поэтому предварительно стоит взвесить все «за» и «против».
Стоит ли полностью замещать кассами самообслуживания обычные кассовые узлы или в принципе устанавливать КСО в магазине? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит как следует представлять себе особенности и ключевые преимущества касс самообслуживания. На сегодня к таковым можно отнести:
Очевидно, что кассы самообслуживания имеют массу преимуществ в первую очередь для продовольственных супермаркетов и гипермаркетов. Действительно, узлы КСО в таких розничных точках уже не первый год демонстрируют свою эффективность. Однако этот вовсе не значит, что внедрение кассы самообслуживания в любом случае станет ключом к успешным продажам.
Первое, чего опасаются владельцы магазинов, обдумывая установку кассы самообслуживания – это рост числа краж. Некоторые покупатели действительно считают, что эти кассы очень легко обмануть, однако это далеко не так, поскольку у КСО есть несколько так называемых уровней защиты – от «умных» весов и неснимаемых этикеток до видеокамер и наблюдения консультантов. Однако при установке таких касс в магазинах, расположенных в социально неблагополучных районах и впрямь есть риск частых попыток «обойти» устройство, поэтому о целесообразности внедрения придется как следует подумать.
Еще один важный момент – отношение покупателей к оборудованию такого типа. Далеко не все охотно пользуются КСО, и в первую очередь это касается пожилых людей, опасающихся технических нововведений. К тому же многие узлы самообслуживания действительно не очень удобны для оплаты масштабных закупок. Именно поэтому перед установкой необходимо тщательно проанализировать как специфику продаж, так и ключевые группы наиболее лояльных клиентов.
И, напоследок, не стоит забывать о таком нюансе как и необходимость установки модулей для приема наличных денег. В базовых комплектациях SCO могут использоваться только для безналичной оплаты, а внедрение допоборудования влечет за собой новые расходы и сложности. Именно поэтому его установкой стоит заниматься только после анализа соотношения наличных и безналичных платежей в магазине.
Когда положительное решение об установке кассы самообслуживания принято, перед ритейлером встает новая задача – выбор техники и необходимого ему дополнительного оборудования. В этом случае ни экономия, ни спонтанные закупки просто невозможны: систему SCO нужно выбирать тщательно, соотнося ее функционал со спецификой продаж магазина. При правильном подходе и грамотной закупке касса самообслуживания способна окупиться примерно за 1,5 года.
Ответ на вопрос о целесообразности внедрения КСО индивидуален для каждого отдельного магазина. Однако если не следовать тренду бездумно и учесть все выгоды и риски – ваш бизнес окажется в безусловном плюсе.