Покупатели давно привыкли к разнообразию товаров, поэтому сегодня основным критерием выбора магазина становится еще и личный комфорт. Они готовы ходить туда, где их обслужат быстро, без задержек, заминок и ошибок в расчетах. Постоянные очереди отталкивают клиентов. Сегодня, когда все заняты и в основном ценят свое время, никто не готов ждать без веской причины. Если вы владеете бизнесом в сфере ритейла, то наверняка понимаете, как важно уделить внимание работе кассовых узлов и найти способы ускорить обслуживание, повысить пропускную способность и, как следствие, увеличить оборот и лояльность посетителей.
Иногда можно заметить, что разные торговые точки имеют разную скорость обслуживания при одинаковой загрузке. Где-то очереди постоянные, а где-то народ у кассы почти не скапливается. Как правило, медленная работа кассового узла может быть связана со следующими причинами:
Любая из описанных выше причин - повод изучить оборудование на предмет его функциональности, замены или отладки, а также пересмотреть организацию работы кассиров и, возможно, решить кадровый вопрос.
Если очереди в вашем магазине стали проблемой, то, возможно, вам потребуется комплексный подход. Эксперты и владельцы бизнесов в сфере ритейла уже выработали определенные методы, которые позволяют увеличить скорость обслуживания.
Если очереди возникают постоянно, а анализ обстановки показывает, что касс элементарно не хватает, придется оборудовать новые кассовые узлы. Это потребует вложений, однако рост пропускной способности и увеличение числа одновременно обслуживаемых клиентов поможет быстро окупить расходы. Самое главное - точно рассчитать необходимое количество касс, оценить площадь магазина и убедиться, что в нем хватает места для их установки.
Если клиент приехал в магазин, чтобы закупиться с размахом, например, приобрести продукты на всю неделю, он не будет слишком нервничать из-за очередей, поскольку уже настроен на ожидание и понимает, что другие покупатели будут ждать и его.
Однако у того, кто заскочил в магазин буквально за какой-то мелочью, очередь из покупателей загруженными доверху телегами вызовет раздражение и нетерпение вплоть до отказа от товара. Именно поэтому владельцы крупных магазинов часто принимают мудрое решение - обустроить экспресс-кассу для обслуживания клиентов, которым нужно приобрести немного позиций, как правило, до трех. Если клиенты знают, что смогут без проблем купить что-то срочно, то будут возвращаться к вам чаще.
За последние 5-10 лет КСО стали настоящей палочкой-выручалочкой для ритейлеров. Обустройство зоны самообслуживания позволяет сократить очереди в обычные кассы примерно на 30%, даже в магазинах формата «у дома», не говоря уже о супер- и гипермаркетах.
Технология self-checkout по душе покупателям, которые предпочитают самостоятельно контролировать процесс покупки и отслеживать итоговую цену по всем позициям, не слишком любят общаться с персоналом или просто напросто спешат, и ему надо «пробить» пару-тройку мелких товаров.
Впрочем, у касс самообслуживания есть и минусы. Во-первых, не все могут с ходу разобраться, как работать с дисплеем и терминалом, однако в этом случае на помощь приходит дежурный консультант. Во-вторых, те же самые покупатели могут быть медлительны и оформлять свои покупки довольно вальяжно. Это может вызвать очереди и в зоне КСО, но если аппаратов достаточно, они возникают стихийно и быстро исчезают.
Большая часть клиентов заинтересована в конечной цене покупки. Если она оказывается выше ожидаемой, это часто влечет за собой пересмотр позиций в чеке и даже возврат. Другие покупатели вынуждены ждать в очереди, что вызывает недовольство и напряжение. Дисплей решает это проблему. Покупатель видит, сколько стоит та или иная позиция, и может отказаться от нее сразу, значительно сокращая время на процедуру.
Даже если проблема в основном кроется в оборудовании или его нехватке, регулярно работать с персоналом необходимо. Если же становится очевидным, что дело все-таки в сотрудниках, кардинальные изменения в кадрах и обновление условий труда становятся задачей номер один.
Как правило, ритейлеры принимают следующие меры:
Какие бы перемены в работе сотрудников ни планировались, важно создавать для них комфортные условия, оставаться терпеливым, находить новичкам компетентных наставников для качественного обучения, заботиться об атмосфере сплоченности и поддержки в команде.
Если наплыв клиентов значительный в определенные часы, есть смысл равномерно распределить посещаемость в рамках рабочего дня. Как правило, это делают с помощью специальных предложений, например, скидок для пенсионеров, акций «Счастливые часы» и тому подобных. Такие решения стимулируют лояльность покупателей и снимают единовременную нагрузку на кассы.
Сегодня проблема эффективности касс решается с помощью специального ПО, позволяющего автоматизировать ряд задач и процессов. Преимущества передовых технологий очевидны:
Хорошие программы требуют вложений, а также времени на внедрение функционала и обучение сотрудников. Однако это траты на перспективу. Безупречно налаженная работа магазина и качественное обслуживание покупателей позволит значительно повысить оборот и избежать серьезных издержек.
Сегодня разработчики предлагают немало решений для ритейла самого разного формата с минимальным перечнем функций для мелких торговых точек, с дополнительными опциями для магазинов «у дома», для интернет-магазинов, а также для крупных торговых сетей с расширенным функционалом и возможностями, включая товароучет и CRM-систему.
Выбирая программу для магазина, важно ориентироваться не на ее стоимость или «навороченность», а на возможность решать ваши собственные бизнес-задачи, совместимость с используемым в магазине оборудованием и комфортный интерфейс. Рост эффективности управления кассами и быстрое обучение сотрудников работе с ПО - лучшие доказательства того, что программа вам подходит.
Постоянные очереди в магазине говорят о сложностях с организацией работы касс. Быстрое выявление проблемных точек, оперативный поиск решений и их системное внедрение позволят наладить работу кассовых узлов, снизить задержки и избежать убытков.