Требования к маркировке товаров меняются постоянно, поэтому российским производителям постоянно следует быть начеку и своевременно реагировать на внесение их товаров в список «Честного ЗНАКА». В статье мы собрали наиболее актуальную и достоверную информацию об изменениях в государственной системе маркировки в 2025 году, а также подробно рассказываем о том, как грамотно обеспечить соответствие бизнеса новым требованиям, избежав штрафов и неоправданных расходов.
Некоторые товарные группы уже не первый год находятся в фокусе пристального внимания со стороны Государственной информационной системы мониторинга оборота товаров «ГИС МТ». Так, в числе первых категорий, подлежащих цифровому контролю, оказалась одежда. Прослеживание некоторых групп швейных изделий началось еще в 2021 году. С 1 марта 2025 года пройдет третий этап маркировки.
Теперь в списке ГИС МТ - большая часть видов повседневной, рабочей и верхней одежды. С наступлением весны производители будут обязаны использовать код DataMatrix для маркировки следующей продукции:
Требования ГИС МТ к маркировке всех товаров из нового списка необходимо выполнить всем производителям, ритейлерам, тем кто занимается импортом оптовых партий товаров, а также интернет-магазинам. Представителям данных сегментов важно тщательно изучить списки товаров, а также порядок действий по регистрации и нанесению кодов.
Уже начиная с 1 февраля 2025 года производителям необходимо наносить двумерные матричные штрихкоды DataMatrix на растительные масла в упаковках из любых материалов за исключением полимеров и стекла. Полимерные емкости прослеживаются через систему маркировки с октября 2024 года.
Также продолжается введение маркировки для прослеживания через «Честный ЗНАК» для товаров следующих категорий:
Маркировка всех этих товаров также обязательна с 1 марта 2025 года.
Ряд товарных групп, которые до 2025 года находились в списке экспериментальных, теперь попадают в перечень подлежащих обязательной маркировке. Начиная с 1 марта пройти регистрацию в ГИС МТ необходимо производителям и участникам оборота следующих типов продукции:
Оставшиеся мероприятия по окончательному переходу на работу через ГИС МТ будет необходимо провести в 2026 году.
На данный момент не существует единого закона об обязательной маркировке товаров. Требования системы «Честный ЗНАК» относительно той или иной категории продукции регламентируются специальными постановлениями Правительства, которые разрабатываются и публикуются постепенно.
Группы товаров, речь о которых шла выше, маркируются по графикам, утвержденным соответствующими нормативными актами. В то же время «на примете» у «Честного ЗНАКА» еще несколько категорий, для которых планируется запустить процесс маркировки, однако соответствующих официальных документов по ним еще нет:
На данный момент постановления на рассмотрении Правительством. Если они будут приняты и вступят в силу, указанные выше даты станут актуальными.
В первую очередь изменения коснутся маркировки безалкогольных напитков. Начиная с 1 марта магазины будут обязаны передавать в «Честный ЗНАК» данные о выводе из оборота напитков на растительном сырье, соков, морсов и нектаров в алюминиевой, стеклянной и полимерной таре при их продаже через кассу. Те же самые требования начиная с той же самой даты будут касаться ветеринарных препаратов и велосипедов, а с 1 апреля икры и безалкогольного пива.
Еще одно важное нововведение для розницы - начало функционирования разрешительного режима продаж, дающего возможность проводить офлайн-проверки. Для этого компания «Оператор-ЦРПТ» разработала специальное программное обеспечение под названием «Локальный модуль Честный ЗНАК» (ЛМ ЧЗ). Софт позволяет подключаться к базе заблокированных кодов маркировки для проверки DataMatrix в случаях, когда интернет недоступен. Разрешительный режим будет действовать для всех подлежащих маркировке товаров за исключением безалкогольных напитков.
«Локальный модуль Честный ЗНАК» можно скачать на официальном сайте системы. Задача разработчиков кассовых программ в этом случае обеспечение интеграции ПО с модулем к требуемой дате.
Участники оборота используют электронный документооборот для отправки универсальных передаточных документов (УПД) контрагентам, а также для формирования отчетности об отгрузке и приемке партий товаров в «Честный ЗНАК». Сегодня в системе представлены три вида учета:
Сейчас же выбор вида учета регламентируется требованиями соответствующего постановления Правительства для заданной группы товаров, а также графиком, указанным в документе.
Для некоторых видов продукции уже установлены даты начала использования электронного документооборота и тип учета, который необходимо применять.
Продукт или товар |
Установленная дата подключения к ЭДО |
Вид учета |
Пиво в кегах |
1 марта 2025 года |
Поэкземплярный |
Слабоалкогольные напитки и пиво в штучной (потребительской) упаковке |
1 сентября 2025 года |
Поэкземплярный |
Растительные масла |
1 ноября 2025 года |
Объемно-сортовой |
Икра |
1 апреля 2025 года |
Объемно-сортовой |
Корма для животных |
1 сентября 2025 года |
Объемно-сортовой |
Велосипеды |
1 марта 2025 года |
Поэкземплярный |
Медицинские изделия |
1 сентября 2025 года |
Поэкземплярный |
Антисептики |
1 сентября 2025 года |
Объемно-сортовой |
БАДы |
1 марта 2025 года 1 сентября 2025 года |
Объемно-сортовой Поэкземплярный |
Вода в упаковках |
Уже подключен 1 марта 2025 года |
Объемно-сортовой Поэкземплярный |
Введение маркировки предусматривает определенные этапы как для производителей, так и для оптовых продавцов и ритейлеров:
Для правильной маркировки и обеспечения стабильной прослеживаемости товаров необходимо приобрести соответствующее оборудование - принтер термотрансферной или прямой печати, терминал сбора данных для снятия информации с кодов маркировки на складах, а также сканер двумерных штрихкодов для работы с DataMatrix на кассе.
Еще один важный момент - выбор программного обеспечения. Стабильное осуществление процессов учета в магазинах можно поддерживать с помощью простого в использовании и удобного софта «Розничная торговля» от ЦОР. Программа обеспечивает быструю интеграцию с системой «Честный ЗНАК», автоматизирует работу с кодами маркировки и даже поддерживает разрешительный режим, о котором говорилось выше.
Владельцы интернет-магазинов и маркетплейсы также должны маркировать продаваемые товары, если они производят их сами. Что касается товаров от поставщиков, то они должны поставляться к продаже уже с нанесенными на них кодами DataMatrix. В этом случае также стоит попробовать интегрировать платформу с товароучетной программой для более комфортного и точного товароучета, автоматизации онлайн-продаж и ускорения всех бизнес-процессов.
В 2025 году маркировка товаров продолжится. Для множества групп процесс перехода уже завершается, для других - все еще впереди. В любом случае, ритейлерам, оптовым продавцам и производителям необходимо следить за новостями от «Честного Знака», чтобы вовремя и без суеты выполнить все требования и безболезненно перейти на новый режим отчетности.