Сегодня в торговле могут применяться различные типы штрихкодов, однако особенно актуальными считаются матричные – в частности, QR и DataMatrix. Именно поэтому так важно знать их основные особенности, различия, а также способы их генерирования, в том числе и для внутреннего пользования.
DataMatrix и QR относятся к матричному двумерному типу кодов, что и объясняет их внешнее сходство. Оба представляют собой комбинацию черно-белых элементов различных по яркости, однако если DataMatrix может быть как квадратным, так и прямоугольным, то QR-код – только квадратным. При этом они обладают высокой информативностью и считываются сканером даже если повреждение их поверхности составляет 30 процентов. Иные ключевые отличия данных кодов – в таблице ниже.
Параметры | Код DataMatrix | QR-код |
---|---|---|
Минимальный размер (в px) | 10х10 | 21х21 |
Максимальный размер (в px) | 144x144 | 177x177 |
Способ считывания | Под любым углом | Под любым углом, в том числе в зеркальном отражении |
Стандарт, определяющий специфику символики | ИСО/МЭК 16022 | ИСО/МЭК 18004 |
Уже по этой таблице можно увидеть, что DataMatrix значительно меньше, чем QR-код. Эта особенность позволяет разместить его даже на мелких товарах или их упаковках.
Преимуществ двумерных штрихкодов немало – от надежности и эффективности считывания до возможности перехода на ресурсы с подробной информацией о продукции или о товаре. Еще один плюс – множество сфер применения. Использование QR-кода и DataMatrix возможно в следующих случаях:
В то же время ключевой областью применения DataMatrix остается маркировка товарных групп, подлежащих обязательному отслеживанию через систему «Честный ЗНАК». Сегодня к таким группам относятся лекарство, табачные изделия, молочные продукты, парфюм, фототехника, одежда, обувь и текстиль, автомобильные шины. Данный список постоянно расширяется за счет добавления новых групп.
При необходимости вы можете сами создать код в формате QR или DataMatrix. Однако при этом важно понимать, что их можно будет использовать только для рекламы и различного рода внутренних задач – сюда не входит взаимодействие с клиентами и внешними партнерами.
Самостоятельная генерация подобных кодов возможна с помощью следующих онлайн-сервисов:
Все программы и сервисы в этом списке бесплатные – за исключением последней.
Для генерации двумерного кода достаточно выбрать ресурс или сервис, перейти на его сайт и ввести данные товара, подлежащие шифрованию в необходимом типе идентификатора. Когда система сгенерирует маркировку, останется только скачать ее на компьютер или внешний накопитель.
Как уже было сказано выше, такие идентификаторы могут применяться только для внутреннего пользования. Если вам нужно кодирование для сетевых поставок, стоит обратиться в официальный сервис (Роскод или Eancode), зарегистрировать свою компанию и коды в системе EAN. Данная услуга предоставляется на платной основе.
Для работы в системе маркировки товаров «Честный ЗНАК» необходимо использовать код DataMatrix, предоставленный Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Для заказа идентификатора необходимо пройти несколько этапов:
Внести платеж можно двумя способами – сразу после того, как заказ будет переведен в статус «Готов», а также после того, как отчет о нанесении идентификаторов будет обработан.
Центр развития перспективных технологий предлагает три способа нанесения кодов. У каждого из них есть свои безусловные плюсы и особенности, благодаря чему вы можете выбрать наиболее подходящий для своих товаров и продукции вариант.
Независимо от способа нанесения двумерных кодов наносить на них покрытие (лак, ламинирующий слой) не стоит. Это значительно снижает их восприимчивость сканером – вплоть до невозможности распознавания.
DataMatrix и QR-код – идентификаторы, также актуальные для современного бизнеса. Знание специфики и сферы их применения позволит адаптировать ваши продажи к любым реалиям и успешно вести их в различных условиях.