Как сообщила пресс-служба Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), Минпромторг РФ принял решение об обязательной маркировке пива, начиная с зимы-весны 2023 года. Это решение не было единоличным: его поддержали крупнейшие отечественные пивоваренные компании, в числе которых «Балтика», AB InBev Efes и «Heineken Россия». Как и для другой маркированной продукции, для пивных напитков будет использоваться код Data Matrix.
Ранее предполагалось, что эксперимент с маркировкой пива будет завершен в марте 2023 года, и обязательное нанесение Data Matrix начнется в апреле. Однако производители и правительство решили сократить пробный период, поэтому новые требования к идентификаторам вступят в силу на месяц раньше.
Чтобы не создавать лишние неудобства для ритейлеров и производителей, предотвратить путаницу, контролирующие органы предусмотрели поэтапную маркировку пивных напитков. Предполагается определенная последовательность:
При этом ЦРПТ не бросает представителей пивоваренной отрасли на произвол судьбы: все они будут обеспечены необходимым для маркировки оборудованием.
Задачу для производителей облегчает и отсутствие требований к маркировке остатков. Таким образом, вся пивная продукция, произведенная до марта 2023 года, разрешена к продаже и без кодов идентификации Data Matrix вплоть до завершения сроков годности напитков.
Двумерный штрихкод Data Matrix представлен системой маркировки и отслеживания товаров «Честный ЗНАК». Как и любые похожие коды, он представляет собой зашифрованные данные о товаре и производителе, которые могут быть нанесены на бутылку, банку, кег и другую тару, в которую разлит напиток.
Маркировкой товаров занимается производитель либо импортер – при этом для них предусмотрена определенная последовательность действий:
Далее все происходит точно так же, как и в случае с другими маркированными товарами: при продаже пива сканируется код Data Matrix, после чего информация о продаже поступает оператору фискальных данных, который затем подтверждает выведение товара из оборота и отправляет подтверждение в систему маркировки.
Если в торговой точке, баре или кафе продажа пива осуществляется в розлив, можно выбрать одну из следующих схем реализации:
На данный момент маркировка пива с последующей реализацией через систему «Честный ЗНАК» находится в стадии эксперимента. Одновременно с пивом апробацию проходят сидр, а также сброженные игристые и неигристые напитки.