В вашем городе
Техническая поддержка: +7 (495) 513-11-29

+7 (495) 518-94-41Заказать звонок

Маркировка детских игрушек: на какие товары наносят штрих-код и как организовать процесс

Предложение ввести обязательную маркировку игрушек для детей было внесено Минпромторгом РФ. Установленная на сегодня дата начала - 1 марта 2025 года. Осталось полгода и у предпринимателей еще есть время подготовиться к нанесению штрихкодов. В статье объясним, какие товары подлежат маркировке, подробнее расскажем о сроках перехода на новую систему оборота, стандартах и правилах работы с уже промаркированным товаром.

Когда начнется обязательная маркировка детских игрушек

С 20 декабря 2023 года начат эксперимент по маркировке игрушек для детей. Его завершение запланировано на 1 декабря 2024 года. Этот период был отведен на исследование процессов, связанных как с самим штрихкодированием, так и с дальнейшей прослеживаемостью товаров, а также на налаживание взаимодействия между производителями и поставщиками для более эффективного внедрения новых решений.

Уже с 1 марта 2025 года нанесение средств идентификации на детские игрушки станет обязательным. Все участники оборота товаров данной категории должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» и начать маркировку в соответствии с установленными правилами.

*

Какие игрушки нужно маркировать

На осень 2024 года коды идентификации согласно товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС необходимо нанести на игрушки в четырех категориях. Все они изначально предназначены для детей до 14 лет:

  • 9503 00 - куклы и кукольные коляски, модели различных предметов, в том числе уменьшенные в масштабах и предназначенные для развлечений, педальные машины, самокаты, головоломки.
  • 9504 40 000 0 - детские игральные карты;
  • 9504 90 100 0 - комплекты гоночных автомобилей (электрических) для соревновательной игры
  • 9504 90 800 9 - настольные и комнатные игры, товары для детских развлечений, столы для детского бильярда и пинбола.

Пока что маркировке подлежат только эти виды игрушек, однако не исключено, что со временем список будет расширен.

*

Требования к маркировке детских игрушек

Стандарты маркировки игрушек установлены Техническим регламентом ТР ТС 008/2011 Таможенного союза. Согласно пункту 2 статьи 3 регламента, все несоответствующие нормам товары, а также товары, не имеющие подтверждения соответствия, не могут быть промаркированы, а значит их продажа на территории стран-участников Таможенного союза не будет разрешена.

Согласно регламенту производители, их уполномоченные представители и импортеры отвечают за маркировку игрушек, а также за разработку этикетки, содержащей все установленные документом сведения. В их числе:

  • название самой игрушки;
  • страна-производитель;
  • наименование и контактные данные производителя либо уполномоченного представителя;

*

  • дата изготовления;
  • товарный знак (если необходим и применяется);
  • рекомендации по минимальному возрасту конечного потребителя;
  • название и состав основного материала (у игрушек для детей до 3 лет);
  • рекомендации по уходу за изделием;
  • условия хранения (если необходимо);
  • срок службы изделия.

В зависимости от вида, состава и назначения игрушки сведения на этикетке могут быть расширены за счет инструкции по сборке, описания мер предосторожности и иных особых указаний. Место и способ нанесения маркировки, размещения информации также определяет производитель.

Все участники оборота детских игрушек, вовлеченные в процесс маркировки, должны предварительно изучить правила и требования маркировки, внести изменения как в производство, так и в распространение товаров в сетях партнеров, а также сделать все это в установленные сроки. Именно поэтому так важно следить за всеми новостями от «Честного ЗНАКа» и Минпромторга РФ.

Порядок работы с маркированной продукцией

На данный момент все участники эксперимента должны зарегистрироваться в системе, внести туда данные о продукции и запросить генерацию кода для каждого товара. Когда коды присвоены, обязанностью производителей, импортеров и ритейлеров становится предоставление отчетов как о содержащейся в них информации, так и об изъятии или введении изделий из оборота.

*

Для этого участникам системы маркировки требуется:

  • Получить усиленную электронную подпись (УКЭП).
  • Подключиться к сервису электронного документооборота (ЭДО).
  • Зарегистрироваться в системе GS1 РУС для доступа к кодам для маркировки Global Trade Item Number (GTIN).
  • Установить и настроить оборудование для создания кодов маркировки их дальнейшего использования.

Возможно, вам потребуется приобрести дополнительные устройства, обновить прошивку онлайн-кассы, заменить фискальный накопитель, сканеры или принтеры этикеток. В любом случае важно выбрать актуальное, качественное оборудование и ПО.

*

Ответственность за нарушение сроков маркировки или ее отсутствие

За неисполнение требований законодательства в сфере маркировки товаров предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В первом случае производителю или поставщику может грозить наказание в виде штрафа:

  • за отсутствие регистрации в системе «Честный ЗНАК» - от 1 до 10 тысяч рублей для ИП и от 50 до 100 тысяч рублей для юрлиц;
  • внесение неверных или неполных данных в систему - от 1 до 10 тысяч рублей для ИП и от 50 до 100 тысяч рублей для юрлиц;
  • хранение, перевозка, продажа или покупка немаркированной продукции - от 10 до 15 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и от 200 до 300 тысяч рублей для юрлиц.

*

Уголовная ответственность наступает при более серьезных нарушениях - при хранении, перевозке, продаже или покупки товаров без маркировки в крупном, либо особо крупном размере, а также в составе группы лиц. За нарушение в крупном размере предусмотрены:

  • штраф до 300 тысяч рублей или в размере дохода за 6 месяцев;
  • исправительные работы на срок до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет.

За уклонение от исполнения обязательств по маркировке в особо крупном размере:

  • штраф до 700 тысяч рублей или выплата в размере дохода;
  • исправительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до шести лет.

Чтобы избежать нежелательных последствий и беспрепятственно вести бизнес, важно своевременно осуществить маркировку товаров и организовать работу с ними в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, это повысит лояльность покупателей и конкурентоспособность продукции.

 

Поделиться: