Предложение ввести обязательную маркировку игрушек для детей было внесено Минпромторгом РФ. Установленная на сегодня дата начала - 1 марта 2025 года. Осталось полгода и у предпринимателей еще есть время подготовиться к нанесению штрихкодов. В статье объясним, какие товары подлежат маркировке, подробнее расскажем о сроках перехода на новую систему оборота, стандартах и правилах работы с уже промаркированным товаром.
С 20 декабря 2023 года начат эксперимент по маркировке игрушек для детей. Его завершение запланировано на 1 декабря 2024 года. Этот период был отведен на исследование процессов, связанных как с самим штрихкодированием, так и с дальнейшей прослеживаемостью товаров, а также на налаживание взаимодействия между производителями и поставщиками для более эффективного внедрения новых решений.
Уже с 1 марта 2025 года нанесение средств идентификации на детские игрушки станет обязательным. Все участники оборота товаров данной категории должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» и начать маркировку в соответствии с установленными правилами.
На осень 2024 года коды идентификации согласно товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС необходимо нанести на игрушки в четырех категориях. Все они изначально предназначены для детей до 14 лет:
Пока что маркировке подлежат только эти виды игрушек, однако не исключено, что со временем список будет расширен.
Стандарты маркировки игрушек установлены Техническим регламентом ТР ТС 008/2011 Таможенного союза. Согласно пункту 2 статьи 3 регламента, все несоответствующие нормам товары, а также товары, не имеющие подтверждения соответствия, не могут быть промаркированы, а значит их продажа на территории стран-участников Таможенного союза не будет разрешена.
Согласно регламенту производители, их уполномоченные представители и импортеры отвечают за маркировку игрушек, а также за разработку этикетки, содержащей все установленные документом сведения. В их числе:
В зависимости от вида, состава и назначения игрушки сведения на этикетке могут быть расширены за счет инструкции по сборке, описания мер предосторожности и иных особых указаний. Место и способ нанесения маркировки, размещения информации также определяет производитель.
Все участники оборота детских игрушек, вовлеченные в процесс маркировки, должны предварительно изучить правила и требования маркировки, внести изменения как в производство, так и в распространение товаров в сетях партнеров, а также сделать все это в установленные сроки. Именно поэтому так важно следить за всеми новостями от «Честного ЗНАКа» и Минпромторга РФ.
На данный момент все участники эксперимента должны зарегистрироваться в системе, внести туда данные о продукции и запросить генерацию кода для каждого товара. Когда коды присвоены, обязанностью производителей, импортеров и ритейлеров становится предоставление отчетов как о содержащейся в них информации, так и об изъятии или введении изделий из оборота.
Для этого участникам системы маркировки требуется:
Возможно, вам потребуется приобрести дополнительные устройства, обновить прошивку онлайн-кассы, заменить фискальный накопитель, сканеры или принтеры этикеток. В любом случае важно выбрать актуальное, качественное оборудование и ПО.
За неисполнение требований законодательства в сфере маркировки товаров предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В первом случае производителю или поставщику может грозить наказание в виде штрафа:
Уголовная ответственность наступает при более серьезных нарушениях - при хранении, перевозке, продаже или покупки товаров без маркировки в крупном, либо особо крупном размере, а также в составе группы лиц. За нарушение в крупном размере предусмотрены:
За уклонение от исполнения обязательств по маркировке в особо крупном размере:
Чтобы избежать нежелательных последствий и беспрепятственно вести бизнес, важно своевременно осуществить маркировку товаров и организовать работу с ними в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, это повысит лояльность покупателей и конкурентоспособность продукции.