Рыба и рыбопродукты по-прежнему входят в продуктовую корзину россиян, хотя из-за роста цен объемы ее потребления несколько снизились. Решив заняться продажей такой продукции, важно понимать, что это довольно непростой бизнес, требующий внимания ко всем особенностям и тонкостям: от подбора ассортимента до обустройства помещений и поиска покупателей. Поговорим подробнее о том, как воплотить идею рыбного магазина в жизнь и быстро выйти в прибыль.
В течение последних пары лет отмечается значительный рост цен на рыбную продукцию. Так, замороженная рыба подорожала примерно на 30%, красная в среднем на 25% при том, что объем вылова неуклонно растет с 2014 года, если верить статистике Национального рейтингового агентства. Уровень потребления рыбы жителями России не изменился за последние 15 лет и составляет в среднем 20 кг в год.
Что касается торговли рыбой и морепродуктами, то эта ниша выглядит достаточно привлекательной для предпринимателей, поскольку конкуренция здесь довольно низкая. Но, как и в любом другом бизнесе, связанном с ритейлом, здесь и плюсы, и минусы.
Кроме того, перед открытием магазина важно оценить близость потенциальных поставщиков, возможности переработки и особенности логистики. Так, к примеру, удаленность складов и мест вылова приводит к необходимости закупать в больших объемах и находить способы сбыта товара в короткие сроки.
Еще один минус - постоянно высокий риск просадки продаж. Конкуренция, падение доходов населения, обрезание каналов поставок по экономическим и политическим причинам, выпадение части ассортимента из-за ограничения квот вылова - на объемы продаж и прибыль может повлиять любой из этих факторов. Однако если подобные минусы не пугают, есть смысл попробовать себя в этом бизнесе - не исключено, что он окажется весьма успешным.
При входе в бизнес по торговле рыбой без тщательно составленного бизнес-плана не обойтись: здесь важно учесть все детали. Как правило, все начинается с маркетинговых исследований - определения целевого рынка, сбора данных о спросе в районе предполагаемого открытия, анализа конкурентов, оценки цепочки поставок, изучения местных правил и норм, касающихся продаж подобной продукции. Полученные данные являются основой для своего рода дорожной карты, в которой четко определены цели, прогнозы и стратегии.
Как правило, качественный бизнес-план включает:
Такой документ не только позволит действовать последовательно и не упустить из вида ни одной детали, но и привлечь инвесторов, убедив их в серьезном подходе и перспективах бизнеса.
Выбор способа продажи рыбной продукции и даров моря обычно зависит от финансовых возможностей владельца бизнеса и от планов на продажи и развитие. Сегодня популярны следующие варианты:
Начинающие предприниматели, ощущающие сильную неуверенность в успехе проекта, могут попробовать приобрести франшизу. В этом случае они получают готовую модель бизнеса и отлаженные процессы продаж. Вхождение в сегмент в этом случае более комфортно, особенно если не смущает контроль со стороны владельца франшизы и необходимость платить ежемесячные взносы.
Поиск места под рыбный магазин может потребовать времени, поскольку помещение для продажи такого товара должно соответствовать большому количеству требований:
Как в любой сфере ритейла, владельцы рыбного магазина могут зарегистрироваться как ООО или ИП - все зависит от планов и количества собственников. При этом перечень документов для оформления будет отличаться, поэтому их список необходимо уточнить заранее.
При подаче заявления указывают коды ОКВЭД 47.23 «Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах» и при необходимости код 46.38.1 «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов». Как правило, больше никаких ОКВЭД не требуется.
Что касается налогового режима, то владельцу рыбного магазина доступны следующие варианты:
Когда бизнес зарегистрирован, необходимо собрать документы для открытия торговой точки. Пакет нужных бумаг включает:
Согласно законодательству, вся рыбная продукция и морепродукты отслеживаются системой «Меркурий», поскольку являются товаром, подлежащим ветеринарному контролю. Через нее оформляют ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) и отслеживают движение товарных единиц, поэтому подключение к ней обязательно. Более того, поставщик рыбы также должен быть зарегистрирован в системе.
Для подключения к «Меркурию» достаточно отправить заявление в Россельхознадзор.
Основные товарные категории для рыбного магазина выбирают исходя из спроса и специализации торговой точки. Как правило, список продаваемых видов продукции включает:
Кроме того, ассортимент можно дополнить специями, соусами, консервированными, свежими овощами и напитками. По словам владельцев рыбных магазинов, они значительно увеличивают чек.
Как правило, основную часть ассортимента составляет продукция, которую проще хранить, как правило, это замороженная, соленая рыба и консервы. Скоропортящийся товар и прежде всего охлажденную рыбу закупают небольшими партиями, поскольку срок его хранения не более 2 дней.
Как правило, поставщиков находят через интернет или заключают договоры с близлежащими рыбными хозяйствами. Владельцы крупных рыбных магазинов рекомендуют ориентироваться на следующие критерии:
Кроме того, есть смысл посетить склад или хозяйство поставщика, чтобы изучить процессы производства и условия хранения. Готовность пойти навстречу говорит о его надежности и отсутствии необходимости скрывать нарушения.
С выбранным поставщиком необходимо постоянно быть на связи. Это позволит отслеживать поставки и своевременно к ним готовиться, а также быстро реагировать на проблемы с товаром.
Скоропортящиеся продукты требуют особого обращения и грамотно подобранных условий хранения. Все это может обеспечить оборудование высокого качества с надлежащими характеристиками.
Для любого рыбного магазина потребуются:
При открытии магазина также необходимо позаботиться о качественном кассовом оборудовании. Помимо онлайн-кассы в список нужных устройств включают:
Современные маркетинговые стратегии для продвижения магазинов с рыбой и дарами моря предлагают несколько актуальных и эффективных инструментов:
Если предлагаемые товары оправдывают ожидание покупателей, а обслуживание на высоте, заработает сарафанное радио. Магазин будут советовать знакомым, друзьям и родственникам. В этом случае гарантирован рост продаж уже в первые месяцы.
Сказать однозначно, сколько стоит открытие рыбного магазина, невозможно, поскольку на расходы влияет огромное количество факторов, включая город и район, ассортимент и объемы товаров, траты на ремонт и рекламу. Именно поэтому важно составить подробную смету с указанием необходимых вложений и трезво оценить свои возможности. В некоторых случаях может потребоваться привлечение инвесторов или изменение формата магазина на менее дорогостоящий.
Очевидно, что магазин рыбы и морепродуктов требует немало внимания и знаний. Учиться и постигать все нюансы бизнеса придется постоянно. Однако все усилия окупятся, когда магазин выйдет в прибыль, а накопленный опыт пригодится для новых проектов.