В вашем городе
Техническая поддержка: +7 (495) 513-11-29

+7 (495) 518-94-41Заказать звонок

Как открыть рыбный магазин - инструкция с нуля, расходы, советы для начинающих предпринимателей

Рыба и рыбопродукты по-прежнему входят в продуктовую корзину россиян, хотя из-за роста цен объемы ее потребления несколько снизились. Решив заняться продажей такой продукции, важно понимать, что это довольно непростой бизнес, требующий внимания ко всем особенностям и тонкостям: от подбора ассортимента до обустройства помещений и поиска покупателей. Поговорим подробнее о том, как воплотить идею рыбного магазина в жизнь и быстро выйти в прибыль.

*

Открытие рыбного магазина: преимущества и возможные риски

В течение последних пары лет отмечается значительный рост цен на рыбную продукцию. Так, замороженная рыба подорожала примерно на 30%, красная в среднем на 25% при том, что объем вылова неуклонно растет с 2014 года, если верить статистике Национального рейтингового агентства. Уровень потребления рыбы жителями России не изменился за последние 15 лет и составляет в среднем 20 кг в год.

Что касается торговли рыбой и морепродуктами, то эта ниша выглядит достаточно привлекательной для предпринимателей, поскольку конкуренция здесь довольно низкая. Но, как и в любом другом бизнесе, связанном с ритейлом, здесь и плюсы, и минусы.

Преимущества входа в рыбный бизнес

высокий спрос на рыбу, рыбную продукцию и морепродукты, в том числе обусловленный недостаточным предложением;
разнообразие направлений - можно выбрать торговлю популярным товаром, редкими сортами, а также консервами и полуфабрикатами;
значительная маржинальность - наценка на ассортимент доходит до 70%;
возможность открыть собственное производство - копчение, изготовление полуфабрикатов и т.д.

Минусы бизнеса на продаже рыбы

сложности с логистикой;
проблемы с хранением и списаниями, как у любого скоропортящегося товара;
падение спроса из-за роста цен или сезона;
необходимость соблюдать значительный перечень санитарных правил и норм.
*

Кроме того, перед открытием магазина важно оценить близость потенциальных поставщиков, возможности переработки и особенности логистики. Так, к примеру, удаленность складов и мест вылова приводит к необходимости закупать в больших объемах и находить способы сбыта товара в короткие сроки.

Еще один минус - постоянно высокий риск просадки продаж. Конкуренция, падение доходов населения, обрезание каналов поставок по экономическим и политическим причинам, выпадение части ассортимента из-за ограничения квот вылова - на объемы продаж и прибыль может повлиять любой из этих факторов. Однако если подобные минусы не пугают, есть смысл попробовать себя в этом бизнесе - не исключено, что он окажется весьма успешным.

*

Составление бизнес-плана

При входе в бизнес по торговле рыбой без тщательно составленного бизнес-плана не обойтись: здесь важно учесть все детали. Как правило, все начинается с маркетинговых исследований - определения целевого рынка, сбора данных о спросе в районе предполагаемого открытия, анализа конкурентов, оценки цепочки поставок, изучения местных правил и норм, касающихся продаж подобной продукции. Полученные данные являются основой для своего рода дорожной карты, в которой четко определены цели, прогнозы и стратегии.

Как правило, качественный бизнес-план включает:

*

резюме - краткий обзор выбранной концепции и маркетинговой стратегии;
данные анализа по спросу на продукцию, целевого рынка и конкурентной среды;
описание продуктов и услуг, запланированных под продажу;
план ежедневной деятельности магазина, включая схемы обработки, хранения морепродуктов и режим работы;
стратегию продаж продукции и продвижения магазина.

Такой документ не только позволит действовать последовательно и не упустить из вида ни одной детали, но и привлечь инвесторов, убедив их в серьезном подходе и перспективах бизнеса.

*

Формат рыбного магазина - виды торговых точек

Выбор способа продажи рыбной продукции и даров моря обычно зависит от финансовых возможностей владельца бизнеса и от планов на продажи и развитие. Сегодня популярны следующие варианты:

Отдел в супермаркете. Некоторые продуктовые магазины предлагают аренду небольших площадей до 15 квадратных метров. Этого может быть достаточно для начинающего предпринимателя, поскольку плата за съем в таких случаях ниже.
Магазин «у дома». Рыбный магазин площадью до 80 квадратных метров в жилом районе - неплохое решение, особенно если он расположен в квартале, где проживают люди с соответствующими запросами и уровнем доходов.
Рыбный павильон. Небольшой, отдельно стоящий магазинчик площадью до 30 квадратных метров. Как правило, такие павильоны располагаются на рынках, реже в ТЦ и при достаточном выборе и качестве продукции пользуются большим спросом.
*
 
Рыбный супермаркет. Предполагает больший масштаб и обширный ассортимент. Подойдет тем, кто можете позволить себе вложить немалые средства, а также для опытных предпринимателей, хорошо знающих тонкости подобного бизнеса.
Онлайн-магазин рыбы и морепродуктов. В последнее время этот формат набирает популярность. С одной стороны, его плюсы - в отсутствии необходимости платить аренду и нанимать персонал. Однако и минусы существенные - сложности с хранением и отслеживанием качества продукции. Именно поэтому владельцы бизнеса предпочитают использовать онлайн-формат и продажи через социальные сети одновременно с обычным магазином.

Начинающие предприниматели, ощущающие сильную неуверенность в успехе проекта, могут попробовать приобрести франшизу. В этом случае они получают готовую модель бизнеса и отлаженные процессы продаж. Вхождение в сегмент в этом случае более комфортно, особенно если не смущает контроль со стороны владельца франшизы и необходимость платить ежемесячные взносы.

*

Выбор помещения

Поиск места под рыбный магазин может потребовать времени, поскольку помещение для продажи такого товара должно соответствовать большому количеству требований:

наличие приточно-вытяжной вентиляции или возможности для ее обустройства;
отдельное помещение для хранения и разделки рыбы;
близость к поставщикам для стабильности поставок и снижения транспортных расходов;
доступность для клиентов, как пешеходов, так и водителей;
отсутствие поблизости крупных конкурентов;
концентрация потенциальных покупателей с соответствующими доходами и запросами в близлежащих жилых массивах.

Регистрация рыбного магазина

Как в любой сфере ритейла, владельцы рыбного магазина могут зарегистрироваться как ООО или ИП - все зависит от планов и количества собственников. При этом перечень документов для оформления будет отличаться, поэтому их список необходимо уточнить заранее.

При подаче заявления указывают коды ОКВЭД 47.23 «Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах» и при необходимости код 46.38.1 «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов». Как правило, больше никаких ОКВЭД не требуется.

Что касается налогового режима, то владельцу рыбного магазина доступны следующие варианты:

*

Общая система налогообложения (ОСНО). Лучше всего подходит для большой торговой точки с перспективой развития, поскольку не предусматривает ограничений по прибыли и по количеству нанятых сотрудников. Однако налоговые ставки здесь самые высокие - 13% для ИП и 20% для ООО.
Упрощенная система (УСН). Удобный налоговый режим, не требующий отчетности. Может быть выбран для магазина с доходом не более 219,2 миллионов рублей в год и количеством сотрудников до 130 человек. Расчет налога возможен по двум схемам исходя из налогооблагаемой базы - «доходы» (ставка 6%) и «доходы минус расходы» (15%).
Автоматизированная упрощенная система. Экспериментальный режим с автоматизированной отчетностью и сниженными ставками - 8% на весь доход и 20% при выборе схемы «доходы минус расходы». Подходит для магазинов с прибылью до 60 миллионов рублей в год и со штатом сотрудников до 5 человек. На данный момент доступен только в четырех субъектах РФ.
Патентная система (ПСН). Ставка для предпринимателей здесь самая низкая - 6%. Подходит для магазинов с доходом до 60 миллионов рублей в год, количеством сотрудников до 15 человек и только в случае, если владелец бизнеса оформил ИП.
*

Документы для открытия магазина рыбы и морепродуктов

Когда бизнес зарегистрирован, необходимо собрать документы для открытия торговой точки. Пакет нужных бумаг включает:

свидетельство на право собственности на помещение(выписка из ЕГРН) или договор аренды помещения;
свидетельство о внесении магазина в торговый реестр;
удостоверение от Роспотребнадзора;
заключение МЧС о соответствии требованиям пожарной безопасности;
заключение СЭС о соответствии помещения санитарным нормам;
договор на вывоз мусора;
договор со специальными службами дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
медкнижки на каждого сотрудника;
справку о безопасности продукции;
разрешение на наружную рекламу.
*

Регистрация в системе Меркурий

Согласно законодательству, вся рыбная продукция и морепродукты отслеживаются системой «Меркурий», поскольку являются товаром, подлежащим ветеринарному контролю. Через нее оформляют ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) и отслеживают движение товарных единиц, поэтому подключение к ней обязательно. Более того, поставщик рыбы также должен быть зарегистрирован в системе.

Для подключения к «Меркурию» достаточно отправить заявление в Россельхознадзор.

Подбор ассортимента и поиск поставщиков

Основные товарные категории для рыбного магазина выбирают исходя из спроса и специализации торговой точки. Как правило, список продаваемых видов продукции включает:

*

замороженную рыбу (тушки, филе, стейки и т.д.);
свежую и охлажденную рыбу - морскую (тунец, лосось, треска, зубатка, палтус и т.д.) и речную (щука, форель, сазан, окунь и т.д.);
морепродукты - крабы, креветки, устрицы, осьминоги, кальмары, мидии;
обработанную рыбу - вяленую, копченую, соленую;
консервы и пресервы - сайру, сардину, печень трески и т.д.;
деликатесы - икру, балык, строганину и т.д.

Кроме того, ассортимент можно дополнить специями, соусами, консервированными, свежими овощами и напитками. По словам владельцев рыбных магазинов, они значительно увеличивают чек.

Как правило, основную часть ассортимента составляет продукция, которую проще хранить, как правило, это замороженная, соленая рыба и консервы. Скоропортящийся товар и прежде всего охлажденную рыбу закупают небольшими партиями, поскольку срок его хранения не более 2 дней.

*

Выбор поставщика

Как правило, поставщиков находят через интернет или заключают договоры с близлежащими рыбными хозяйствами. Владельцы крупных рыбных магазинов рекомендуют ориентироваться на следующие критерии:

предлагаемые сроки поставок;
минимальный объем возможных закупок;
наличие всей необходимой документации, включая сертификаты качества;
ассортимент;
*
цены;
условия возврата и обмена бракованной рыбной продукции;
отзывы клиентов поставщика.

Кроме того, есть смысл посетить склад или хозяйство поставщика, чтобы изучить процессы производства и условия хранения. Готовность пойти навстречу говорит о его надежности и отсутствии необходимости скрывать нарушения.

С выбранным поставщиком необходимо постоянно быть на связи. Это позволит отслеживать поставки и своевременно к ним готовиться, а также быстро реагировать на проблемы с товаром.

*

Оборудование для рыбного магазина

Скоропортящиеся продукты требуют особого обращения и грамотно подобранных условий хранения. Все это может обеспечить оборудование высокого качества с надлежащими характеристиками.

Для любого рыбного магазина потребуются:

холодильное оборудование (камеры, витрины, лари и выдвижные холодильники) с широким диапазоном регулировки температуры;
прилавки для выкладки и демонстрации продукции - легко очищающиеся, прочные, с дренажем;
весы (обязательно прошедшие поверку);
оборудование для резки и разделки рыбы - ножи, ножницы, разделочные доски;
*
приготовительные столы со встроенным хранилищем для очистки, обработки, подготовки рыбы и морепродуктов;
упаковочное оборудование (вакуумные упаковочные устройства, машины для термоусадочной упаковки, диспенсеры для лент);
станции для мытья рук.

При открытии магазина также необходимо позаботиться о качественном кассовом оборудовании. Помимо онлайн-кассы в список нужных устройств включают:

*

Реклама и продвижение рыбного магазина

Современные маркетинговые стратегии для продвижения магазинов с рыбой и дарами моря предлагают несколько актуальных и эффективных инструментов:

Реклама в Яндекс.Картах или 2ГИС. Размещение данных магазина в информационных системах позволяет значительно расширить базу потенциальных клиентов. При этом важно выдать максимум сведений о торговой точке - заполнить карточку, разместить адрес, телефон и режим работы, загрузить фото и ссылки на сайты, группы в социальных сетях, если они есть.
Соцсети и мессенджеры. Сегодня это довольно эффективные каналы продвижения, особенно если предложить пользователям услуги доставки.
Сотрудничество с местным общепитом. Договор о поставках небольших партий в местные кафе и рестораны укрепит репутацию магазина, особенно если товар необычный и крайне высокого качества.
Скидки, бонусы постоянным покупателям, акции.Снижение цен на некоторые группы товаров, дегустации, карты лояльности — лишь некоторые действенные приемы, которыми пользуются владельцы успешных рыбных магазинов.

Если предлагаемые товары оправдывают ожидание покупателей, а обслуживание на высоте, заработает сарафанное радио. Магазин будут советовать знакомым, друзьям и родственникам. В этом случае гарантирован рост продаж уже в первые месяцы.

Сказать однозначно, сколько стоит открытие рыбного магазина, невозможно, поскольку на расходы влияет огромное количество факторов, включая город и район, ассортимент и объемы товаров, траты на ремонт и рекламу. Именно поэтому важно составить подробную смету с указанием необходимых вложений и трезво оценить свои возможности. В некоторых случаях может потребоваться привлечение инвесторов или изменение формата магазина на менее дорогостоящий.

*

Очевидно, что магазин рыбы и морепродуктов требует немало внимания и знаний. Учиться и постигать все нюансы бизнеса придется постоянно. Однако все усилия окупятся, когда магазин выйдет в прибыль, а накопленный опыт пригодится для новых проектов.

 

Поделиться: