Инвентаризация кассы – процедура, предполагающая повторный подсчет наличности в денежном ящике аппарата, проверку достоверности отражения денежного остатка в устройстве, а также контроль корректности оформления всех сопутствующих документов. Проводить ее может как владелец магазина, так и представители налоговой инспекции. ИП и руководителям бизнеса стоит узнать, причины и последовательность проведения подобных проверок.
Зачем проводят инвентаризацию касс?
Владельцы розничных точек могут провести проверку кассы в следующих целях:
- Проверка и анализ работы кассиров. Необязательно находиться в своем магазине целыми днями, чтобы понять, как работают сотрудники на кассе. Достаточно проверить аккуратность ведения документации и провести сверку денежных средств, объективно оценить эффективность и добросовестность их работы.
- Анализ наличных поступлений. Оценка наличности и соотношение полученных сумм с покупательским потоком позволит понять, как часто клиенты расплачиваются подобным образом и не требуется ли улучшить сервис в ту или иную сторону – к примеру, позаботиться о достаточном объеме сдаче, установке терминала самообслуживания с функцией приема наличных или, напротив, обеспечить больше возможностей для оплаты картой.
- Своевременное предотвращение и выявление хищений. Принцип «доверяй, но проверяй» сегодня как никогда актуален для ритейла, поэтому следовать ему необходимо в любом случае.
Что касается налоговой инспекции, проверка кассовой дисциплины для нее – один из способов выявления неучтенных доходов. За предоставление касс для инвентаризации отвечает уже сам предприниматель: своевременное и корректное заполнение и подписание актов по форме ИНВ-15 поможет избежать сложностей при взаимодействии с представителями ФНС.
Как провести инвентаризацию?
Порядок проведения процедуры регламентируется специальным Порядком ведения кассовых операций на территории РФ. Согласно документу, инвентаризация касс предусматривает следующие этапы:
- Распоряжение или приказ о проведении ревизии. Владелец или директор магазина составляет и подписывает внутренний документ по любой из двух упомянутых выше форм, однако в любом случае он должен содержать три ключевых пункта – дату проведения инвентаризации, ее цель, а также список членов комиссии. В состав проверяющих могут быть включены любые сотрудники организации, однако чаще всего проверкой занимаются руководители, юристы, учредители, бухгалтера и работающие в отделах собственной безопасности.
- Проверка документации. Комиссия проверяет бумаги, фиксирующие передвижение денежных средств внутри магазина. Каждый такой документ обязательно содержит графу для подписи кассира, и расписавшийся в ней сотрудник несет ответственность за содержание всех актов, ведомостей и отчетов.
- Пересчет наличных. Деньги изымаются из кассы и пересчитываются в присутствии членов комиссии.
- Сверка данных. Ключевая цель процедуры – убедиться в совпадении фактического остатка денежных средств с указанным в соответствующих документах.
- Составление акта инвентаризации. В нем указывается остаток средств, указанных в ведущихся и проверенных учетных документах, фактический остаток денег, а также имена, фамилии и отчества всех, кто присутствовал при процедуре. Здесь же прописывается сумма обнаруженных излишков или недостачи – однако причины выявленных расхождений уже фиксируют на отдельном листе.
После заполнения и подписания акт передается руководителю для оценки и анализа работы кассы. При этом важно, чтобы фактические остатки денежных средств и их движение полностью сошлись с данными, указанными в проверенной документации. При выявлении излишков или недостачи учет перепроверяется, а о работе кассира делаются соответствующие выводы. При этом необходимо принять меры для предотвращения расхождений в дальнейшем.
При выявлении излишков заполняют приходный ордер, где в графе «Прочие доходы» указывается его сумма. Далее руководителю необходимо заплатить налог на обнаруженное расхождение. Недостача не требует дополнительного взаимодействия с ФНС и компенсируется сотрудником, заявленным как материально ответственное лицо.
Правила проведения инвентаризации касс
Ревизия считается проведенной и не требующей оспаривания, если в ходе процедуры соблюдались определенные правила:
- присутствие назначенной приказом или распоряжением комиссии в полном составе;
- все составленные в процессе инвентаризации документы предоставляются в двух экземплярах;
- присутствие кассиров на ревизии обязательно, так как они являются материально ответственными лицами;
- исправления в документах не допускается (в крайнем случае они возможны, но только с визированием каждого исправления назначенной комиссией).
Как часто проводят ревизию кассы?
Нет никаких определенных требований к периодичности инвентаризации. Она остается на усмотрении владельца или директора компании и закрепляется в ее учетной политике.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Вторые проводятся в следующих случаях:
- выявление расхождения остатка денег в кассе с данными учета;
- смена материально ответственных лиц, сдача дел и должности;
- смена учредителей компании;
- реорганизация;
- подсчет ущерба, нанесенного компании в результате стихийного бедствия;
- подведение итогов за календарный год.
Регулярная и качественно проводимая инвентаризация – эффективный инструмент для выявления проблем с учетом наличности и оценки добросовестности кассиров. При этом важно соблюдать порядок проведения ревизии и правила оформления сопутствующих документов для эффективного контроля и своевременного реагирования на возможные расхождения.